Добро и зло |
Из истории
крымскотатарской литературы:
поэма Ю.Баласагунского
«Наука быть счастливым».
Вот глава из нее, в которой говорится о том,
что добро должно быть вознаграждено добром, человечность – человечностью.
что добро должно быть вознаграждено добром, человечность – человечностью.
Теперь хочу сказать я о другом: Должны мы за добро платить добром.
Коль это сделаешь своим законом,
Ты никогда не будешь
обделенным.
Будь благодарным, если дал зарок,
Похвал добился, выгоду извлек.
Лишь человечность – признак человека,
Так ныне есть и было так от
века.
И то добро, что сделал друг иль брат,
Добром старайся оплатить
стократ.
Коль так ты поступаешь, ты – мудрец,
И был высокороден твой отец.
Так поступать не могут дети зла
Иль те, чья мать безгрешной не
была.
Не будь глупцом, не шли тому проклятья,
Кто дал тебе еду или же платье.
Ты добрым делом отплати теперь
Тому, кто пред тобой не запер
дверь.
Тем отплати почтеньем и признаньем,
Кто поднял пред тобой завесу знаний.
Тому, кто дал тебе совет, как другу,
Сам окажи посильную услугу.
Спешите делать добрые дела.
Забывчивость и леность –
свойства зла.
Чего же ты обходишь стороной
Того, кто был тебе как брат
родной?
И от того, кто был тебе слуга,
Что ж отвернулся ты, как от
врага?
В моих упреках горечи немало,
Тебе от них, быть может, горько
стало.
Но для того я это и изрек
Тебе, неблагодарный человек.
Хоть, люди, мы на горькое не падки,
Но горькие слова бывают сладки. |
Работа Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билик" является первым энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, факт сам по себе очень значительный, что свидетельствует о патриотизме и любви к родному языку. Автором руководило стремление научить династию караханидов, еще не оторвавшуюся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами. "Кутадгу билик" не только политический трактат, в нем освещены и мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме.
ОтветитьУдалить