А.Ильмий. Рисунок З.Трасиновой |
Повесть
Аблякима Ильмия (1887-1947) «Воспоминания о голоде» написана в форме дневника
девочки Сюндус, родители которой умерли от голода зимой 1921-1922 гг. Девочка
попала в приют.
Здесь много разных
учителей. Один из них – Керим. В эпоху начала тотальных репрессий, когда по
любому поводу могло возникнуть обвинение в национализме, когда «шаг вправо, шаг
влево – расстрел», учитель Керим сумел научить крымскотатарских ребят думать об
истории народа, о его настоящем и будущем.
Для этого педагог
использует своеобразные методы. Например, он часами вдохновенно рассказывает своим ученикам об античных героях и философах. В конце концов у ребят
возникает мысль: «Все это происходило две тысячи лет назад. А как нам жить
сейчас? Что ждет нас, молодых, в будущем?»
Действительно,
что ожидает крымскотатарских детей в будущем? Слияние
с «семьей советских народов», а затем – постепенная утрата своего языка,
культуры, национального самосознания?
Учитель
Керим везет ребят на экскурсию, цель которой – посещение панорамы «Оборона
Севастополя 1854-1855 гг.» Ребята потрясены
увиденным и тем, что узнали от учителя об этой войне.
Сюндус записала
в дневнике: «Население Севастополя было в осаде девять-десять месяцев, терпело
страшные лишения». А потом, обдумывая все пережитое во время экскурсии, девочка
сделала страшное открытие: крымским татарам в тот период пришлось испытать ужасов
в два раза больше: от интервентов и от
казаков.
И еще одно
взволновало Сюндус: почему создана такая огромная картина-панорама, но на ней
нет ни одного крымского татарина? Об этой войне написано много книг, но о
бедствиях крымских татар в них нет ни слова. И о голодоморе в Крыму ничего не
написано и нет ни одной картины. Почему? Свои размышления девочка заканчивает
наивным детским выводом: «Наверное, взрослым людям просто некогда этим
заняться…»
Сюндус
попала в приют 11-12-летним ребенком. Забрали из него разыскавшие ее
родственники почти в шестнадцать. Все это время в душе подростка подспудно жила
тревога, чувство того, что что-то в жизни приюта не так. Девочке не нравятся
блюда чужой кухни, она тоскует по родным напевам, мечтает играть роли в
школьных спектаклях не на русском, а на крымскотатарском языке; ее злит то, что
все надо делать по чьей-то указке. Сюндус подсознательно сопротивляется навязываемому
ей чужому образу жизни, пытаясь сохранить родное, присущее народу, дочерью
которого она являлась по крови и по духу.
«Кто я? – спрашивает она сама себя. –
Действительно, кто же я на самом деле?
Надоели нужда и зависимость от чужой воли. Пока я не отвечу на этот
вопрос, не смогу избавиться от тех, кто все решает за меня. Так кто же я?»
На мой
взгляд, и рассказ А.Одабаша «Не забудет», и повесть А.Ильмия – это, в первую
очередь, серьезный разговор об Учителе и его предназначении, о человеке, который формирует и воспитывает
личность, личность полноценную, самодостаточную, для которой служение людям,
народу – цель и смысл существования.
Уильям Джеймс: "Человеческое "Я" есть сумма всего того, что человек называет своим — не только его тело и его духовные силы, но также его одежда и его дом, его жена и дети, его предки и друзья, его репутация и работа, его земля и его лошади, и яхта, и счет в банке".
ОтветитьУдалитьАбляким Ильмий – крымскотатарский писатель, педагог, публицист, переводчик, видный общественный деятель, оставивший заметный след в истории развития крымскотатарской прозы 20-х гг. ХХ в. Его педагогическая деятельность в Крыму началась сразу после окончания учёбы в Стамбуле, и уже в 1914 г. он становится директором медресе в с. Тавдаир. О том, что эта фигура была действительно признанной в своё время среди учащейся молодёжи, пишет один из учащихся Зынджырлы медресе Мустафа Халилов: «В 1918 году в высшем учебном заведении Зынджырлы медресе им. Менгли Гирая учительский авторитет принадлежал двум личностям. Одним из них был директор Якуп Кемаль, другим – Абляким Ильмий». Чуть позже, учительствуя в бахчисарайском медресе, А. Ильмий давал уроки по географии. Во время войны – между 1942-43 гг. – он начинает свою работу в лицее села Албат (ныне пос. Куйбышево Бахчисарайского района) и преподаёт там уроки истории и географии. Примечательно, что это учебное заведение было открыто при помощи Крымского Мусульманского Комитета. Современники запомнили его как личность, на первый взгляд, заурядную, но внутренне богатую, весьма эрудированного учителя, человека чистосердечного и готового к безвозмездной помощи.
ОтветитьУдалить