04.03.2012

А. Ильмий. Спроси себя: «Кто я?»

А.Ильмий. Рисунок З.Трасиновой

Повесть Аблякима Ильмия (1887-1947) «Воспоминания о голоде» написана в форме дневника девочки Сюндус, родители которой умерли от голода зимой 1921-1922 гг. Девочка попала в приют.

Здесь много разных учителей. Один из них – Керим. В эпоху начала тотальных репрессий, когда по любому поводу могло возникнуть обвинение в национализме, когда «шаг вправо, шаг влево – расстрел», учитель Керим сумел научить крымскотатарских ребят думать об истории народа, о его настоящем и будущем.

Для этого педагог использует своеобразные методы. Например, он часами вдохновенно рассказывает своим ученикам об античных героях и философах. В конце концов у ребят возникает мысль: «Все это происходило две тысячи лет назад. А как нам жить сейчас? Что ждет нас, молодых, в будущем?»

Действительно, что ожидает крымскотатарских детей в будущем? Слияние с «семьей советских народов», а затем – постепенная утрата своего языка, культуры, национального самосознания?

Учитель Керим везет ребят на экскурсию, цель которой – посещение панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» Ребята потрясены увиденным и тем, что узнали от учителя об этой войне.

Сюндус записала в дневнике: «Население Севастополя было в осаде девять-десять месяцев, терпело страшные лишения». А потом, обдумывая все пережитое во время экскурсии, девочка сделала страшное открытие: крымским татарам в тот период пришлось испытать ужасов в два раза больше: от интервентов и  от казаков.

И еще одно взволновало Сюндус: почему создана такая огромная картина-панорама, но на ней нет ни одного крымского татарина? Об этой войне написано много книг, но о бедствиях крымских татар в них нет ни слова. И о голодоморе в Крыму ничего не написано и нет ни одной картины. Почему? Свои размышления девочка заканчивает наивным детским выводом: «Наверное, взрослым людям просто некогда этим заняться…»

Сюндус попала в приют 11-12-летним ребенком. Забрали из него разыскавшие ее родственники почти в шестнадцать. Все это время в душе подростка подспудно жила тревога, чувство того, что что-то в жизни приюта не так. Девочке не нравятся блюда чужой кухни, она тоскует по родным напевам, мечтает играть роли в школьных спектаклях не на русском, а на крымскотатарском языке; ее злит то, что все надо делать по чьей-то указке. Сюндус подсознательно сопротивляется навязываемому ей чужому образу жизни, пытаясь сохранить родное, присущее народу, дочерью которого она являлась по крови и по духу.

 «Кто я? – спрашивает она сама себя. – Действительно, кто же я на самом деле?  Надоели нужда и зависимость от чужой воли. Пока я не отвечу на этот вопрос, не смогу избавиться от тех, кто все решает за меня. Так кто же я?»

На мой взгляд, и рассказ А.Одабаша «Не забудет», и повесть А.Ильмия – это, в первую очередь, серьезный разговор об Учителе и его предназначении, о  человеке, который формирует и воспитывает личность, личность полноценную, самодостаточную, для которой служение людям, народу – цель и смысл существования.

2 комментария:

  1. Фатиме Садыкова14 октября 2016 г. в 04:05

    Уильям Джеймс: "Человеческое "Я" есть сумма всего того, что человек называет своим — не только его тело и его духовные силы, но также его одежда и его дом, его жена и дети, его предки и друзья, его репутация и работа, его земля и его лошади, и яхта, и счет в банке".

    ОтветитьУдалить
  2. Н.Р. Шевкиева4 июня 2020 г. в 15:42

    Абляким Ильмий – крымскотатарский писатель, педагог, публицист, переводчик, видный общественный деятель, оставивший заметный след в истории развития крымскотатарской прозы 20-х гг. ХХ в. Его педагогическая деятельность в Крыму началась сразу после окончания учёбы в Стамбуле, и уже в 1914 г. он становится директором медресе в с. Тавдаир. О том, что эта фигура была действительно признанной в своё время среди учащейся молодёжи, пишет один из учащихся Зынджырлы медресе Мустафа Халилов: «В 1918 году в высшем учебном заведении Зынджырлы медресе им. Менгли Гирая учительский авторитет принадлежал двум личностям. Одним из них был директор Якуп Кемаль, другим – Абляким Ильмий». Чуть позже, учительствуя в бахчисарайском медресе, А. Ильмий давал уроки по географии. Во время войны – между 1942-43 гг. – он начинает свою работу в лицее села Албат (ныне пос. Куйбышево Бахчисарайского района) и преподаёт там уроки истории и географии. Примечательно, что это учебное заведение было открыто при помощи Крымского Мусульманского Комитета. Современники запомнили его как личность, на первый взгляд, заурядную, но внутренне богатую, весьма эрудированного учителя, человека чистосердечного и готового к безвозмездной помощи.

    ОтветитьУдалить