03.03.2012

Одабаш: мир изменят добро, справедливость и знания

А.Одабаш (1891-1937). Рис.З.Трасиновой.

Абибулла Одабаш в 1928 г. был осужден «по делу Вели Ибраимова» и попал в лагерь, из которого так и не вернулся.

Главный герой рассказа Одабаша «Не забудет», написанного в 1923 году, – двенадцатилетняя девочка Эсма. Ей приходится много и тяжело работать в доме приютивших ее родственников, чтобы «отработать» свой сиротский кусок хлеба.

Девочка мечтает уехать в город, чтобы продолжить учебу: «Всевышний, помоги мне! Пусть меня примут в школу! Я никогда не ослушаюсь тебя, буду читать «Ясин», никому не буду врать. Мама говорила, что бить животных – грех. Клянусь, я никого никогда не ударю, ни одной живой души не обижу, ни о ком не буду сплетничать…»

Учитель Исмаил, появляется в произведении как бы случайно, эпизодически. Но всегда это переломные, очень важные в жизни героев моменты. Например, за несколько дней до своей смерти отец Эсмы сказал учителю:

– Исмаил эфенди, мы в свое время ничего не поняли. Все наши беды от невежества... Когда летом вы предупреждали нас о том, что будет голод, мы смеялись, не сделали запасов. Теперь расплачиваемся. Уже ничего хорошего не жду, пухну вот... Поэтому хочу попросить тебя, джаным, если ты выживешь, если мои дети выживут, помоги им: пусть выучатся, пусть не останутся неучами.

Второе «явление» учителя тоже судьбоносное: учитель, поговорив с дядей Эсмы, убедил его отправить девочку в город. Учитель Исмаил, оставляя Эсму и ее подружек в интернате, говорит: «Только вы не подведите, хорошо учитесь… на вашу долю выпадает просвещение нашего обнищавшего, невежественного народа, народа-сироты». 

От этих слов сердце Эсмы громко забилось. То, что жило в маленьком человеке на подсознательном уровне, озаренное словами учителя, определилось, стало четким и ясным: Эсма поняла, что ее предназначение – служение народу. Это понимание клятвой прозвучало в ее устах: «Я не забуду! Я никого не забуду!..»

В образе учителя Исмаила А.Одабаш воплотил идею всей крымскотатарской интеллигенции: устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику можно только путем распространения идей добра, справедливости и научных знаний. Продолжение темы здесь.

3 комментария:

  1. Сын Абибуллы Одабаша вспоминает: "ОТЦА АРЕСТОВАЛИ в ноябре (?) тысяча девятьсот двадцать восьмого года. Я помню, как все было. Обстукивали стены, книги набросаны кучей на полу. Следствие проводилось в Бутырской тюрьме под Москвой. Затем ссылка на Соловки, работа на строительстве Беломорканала.

    После ареста отца положение мамы стало отчаянным. Из квартиры выселили, на работе намекают, что ей надо было бы уволиться, чтобы не подвергать опасности сотрудников, а тут еще я заболел гнойным плевритом. Положили в женскую палату правительственной больницы, где работала мама. Когда освободилось место, перевели в мужскую. Мама ужасно переживала, но я выжил. Мне там было интересно, я не чувствовал себя больным и слабым, особенно, когда заслушивался вечерами страшными сказками о войне. В дальнейшем, шрам в легких врачи при обследованиях принимали за туберкулез, предлагали лечиться на курорте. Однако к пенсионному возрасту шрам рассосался.

    Я еще долго выбегал на улицу, чтобы встретить папу. Читал, как в Америке преследуют людей, и никак не мог поверить, что такое может быть в нашей стране".

    Чора-Батыр Одабаш "Ветер в ветвях кипариса/Абибулла Одабаш"

    ОтветитьУдалить
  2. А. Одабаш.

    Шинди бизге бильмек керек! –
    Энъ тогърусы, къыскъасы бу!
    Анджакъ бильги нуру иле
    Айдынланыр Татар юрду!

    Нам сейчас нужны лишь знания –
    Это самый верный путь!
    Край татар во мраке ночи
    Осветит лишь знаний луч!

    Отрывок из поэмы «Алтын ярыкъ» («Золотой луч»).

    ОтветитьУдалить
  3. Как звали детей Абибуллы Одабаша?

    ОтветитьУдалить