07.03.2020

Духи из низшей мифологии крымских татар


В 2008 году в рамках крымской программы по защите родного языка пьеса-сказка Юсуфа Махульдура на крымскотатарском языке «Орман давасы» (Лесная история) была отмечена денежной премией Рескомнаца АРК.

Действующие лица сказки – духи, нечистая сила. Несмотря на авторские ремарки, указывающие, злой или добрый дух действует в пьесе, сказка получилась не страшной, а веселой и доброй, в конце которой все эти духи, объединившись, победили общего врага.

С точки зрения изучения фольклора и низшей мифологии крымских татар очень интересен список действующих лиц сказки. Привожу его ниже.


Аждерха (дракон, змей) – одно- или многоголовое злобное существо, образ которого, возможно, заимствован крымскими татарами из восточных сказок, где обычно дракон, угрожая уничтожить город (страну), требует себе на съедение самых красивых девушек.

Албасты – злой дух в образе болезненной женщины с длинными распущенными светлыми волосами. Люди могут увидеть ее сидящей на берегу озера, реки или моря и расчесывающей волосы. Ее волшебные атрибуты – книга, расческа, монетка. Может превращаться в животных или в неодушевленные предметы.

Джады
(ведьма, колдунья) – женщина, часто добрая, но зависящая от высшей нечистой силы. Предсказывает будущее, хорошо разбирается в травах, может изготавливать различные снадобья, лечить, знает заговоры, заклинания; умеет передвигаться по воздуху, превращать одни предметы в другие, оживлять неодушевленные вещи. С ней всегда черный кот, веник (метла), кочерга. Может предстать перед людьми как уродливая старуха или красивая девушка.

Обур
(ведьма, колдунья) – злая старуха-колдунья. Крадет детей, домашних животных, доит коров и кобылиц, выпивая их молоко. Может превращаться в огненный шар или колесо, принимать образ собаки, кошки, свиньи.

Орман деви
(лесной дух) – злой дух, властитель диких животных, одет в звериную шкуру, имеет огромные когти и рога на голове. В лесу пугает людей громким смехом, путников сбивает с дороги.

Орман перилери
(лесные феи) – сладкоголосые, пышнотелые красавицы. Весной и летом, качаясь на ветвях деревьев, привлекают к себе внимание людей веселым смехом. Вечером и ночью, зазывая путников приятными голосами, сбивают их с дороги, заставляя блуждать по лесу.

Сув атасы
(водяной) – властитель водного мира. Ужасающего вида старик с длинными усами и бородой зеленого цвета, рогатый, укутанный водными растениями и тиной, гроза людей, попавших в его владения. Может утопить человека. Чтобы его задобрить, люди приносят в жертву черного козла или черного петуха.

Сув перилери
(водяные феи) – утопленницы, превратившиеся в красивых девушек с длинными зелеными волосами. Постоянные спутницы водяного, могут утопить того, кто входит в воду, не умея плавать.

Къайыш баджакъ
(букв. кожаная нога; кривоногий) – злой дух с телом человека до пояса, вместо ног – длинный (кожаный) хвост. Он неожиданно запрыгивает на спину своей жертвы, обвивает ее своим сильным хвостом и, сидя на человеке верхом, гоняет несчастного до изнеможения, а потом душит.

Ювха
– тысячелетний дракон, являющийся людям в образе красивой девушки. Если кто-то из парней сделает ей предложение, ювха ставит жениху условия, например, не смотреть, как она причесывается, не гладить ее по спине. Мужа, который нарушит эти условия, ювха душит и съедает.

Эв иеси
(хозяин дома) – добрый дух жилища. Может превращаться в собаку, кошку, корову, иногда в змею, крысу, лягушку. Людям не вредит, но может пугать их, что-то сбросив с печи или издавая разные звуки.

Использован рисунок с сайта https://www.discogs.com/End-III/release/4579997

2 комментария:

  1. Шевкет Ибраим18 апреля 2020 г. в 10:23

    Канджалос, гонджалас, канджалос бука – фантастическое существо, которым пугают детей. "Къараконджалах келип алып кетер", – говорила рахметли буюканам. И ведь мы, дети, боялись же, хотя описания этого "зверя" не знали. Къанджаласом (къогджалас, гонджалас, къарагонджалас, къартканджалас) пугали детей. Значения слова никто не может объяснить. У меня есть версия. Вот что написано в «Древнетюркском словаре» (Ленинград: Наука, 1969): Kanja – (астр.), знак зодиака, созвездие Девы. Слово "къанджалос" распространено у южнобережных крымских татар от Кефе до Ялты и Бахчисарая – на территории, где жили тавры. А теперь самое интересное.

    Тавры поклонялись Деве – Къандже: "Эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, они приносили в жертву своей богине Деве, в которой некоторые греки видели Ифигению". Тавры были не греками, их Деву звали Къанджалас. Отголоски этой веры дошли до наших дней, значение слова забыли, а страшилка осталась. Почему в конце "лас", "лос". Мне кажется, это слово означает "собирать", "забирать". Сравните со словом "чамболос", которое означает сбор винограда после основной уборки: "чамби" – маленькие кисточки винограда, «лос» – собирание, сбор. Словом, Къанджалос означает жертву Къандже (Деве), собирание, забирание, сбор в жертву Къандже. Отсюда и пошла страшилка-пугалка для детей...

    ОтветитьУдалить
  2. Зейнеб Варельджи18 апреля 2020 г. в 10:34

    МЕНТАРАЙ еще есть: https://kartamirakrym.blogspot.com/2015/01/blog-post_14.html

    ОтветитьУдалить