27.01.2020

Рабство в Крыму: парадоксы реальности

Продажа крепостных крестьян с аукциона. Фрагмент
Худ. К.В. Лебедев  (1852-1916)
Жуткие истории о работорговле в Крыму, о злых крымских татарах-охотниках за живым славянским товаром, честно говоря, давно набили оскомину. 

Возвращаюсь к данной сложной теме не для того, чтобы сказать, что Крым не только существенно уступал Древней Греции, Риму, Великобритании, Франции, Голландии, Португалии, России, США в масштабах работорговли, но он относился к рабам так, что и представить сложно!

Даже современного человека, всё знающего про социализм, коммунизм, либерализм, демократизм, эгалитаризм и др измы, отношение крымских татар к невольникам удивляет кажущейся нереальностью

Приведу несколько фрагментов (в сокращении) из судебных дел Крымского ханства в 1608-1613 гг.* 


В каком средневековом государстве мира невольники могли подавать иск в суд? 
Только в Крымском ханстве
Некто Исмаил сын Аллахкулы, вызвав в собрание Суда некоего Босай Суфи сына Акына, дал такие показания: «Я происхожу из племени татар-липка (литовские татары). Этот Босай Суфи перекупил меня и хотел использовать как раба своего. Я же мусульманин и сын мусульманина. Отца моего зовут Аллахкулы, а мать – Ханифе, и я знаю совершенно всё про ислам». Сказав это, он прочитал наизусть несколько сур из Корана и обратился к присутствующим, дабы они потребовали отменить его принадлежность упомянутому Босай Суфию. После этого был опрошен упоминаемый Босай, который отвечал: «Это пленный из русов, которого я купил у некоего Токмехмеда за тридцать восемь хасене (серебряных монет) и один гуруш. Он выучился читать и запомнил несколько сур из Корана, и хорошо изучил основы намаза». На эти слова из числа справедливых мусульман, верующих в единого Бога, вышли двое, которые свидетельствовали: «Означенный Исмаил происходит из виляета Корель, из племени татар-липка, мусульманин, сын мусульманина. Сам он – Исмаил, отец его – Аллахкулы и мать – Ханифе, и он не является неверным. Свидетельства эти были приняты как верные, и на основании их было принято соответствующее решение об освобождении. (с. 216).

В
присутствии наследников покойного Мехмеда аги в собрании Суда предстал невольник по имени Киван, среднего роста, со светло-карими глазами, с пшеничной челкой, который заявил: «Упомянутый мой покойный господин Мехмед Ага сказал мне как-то: «В долине Бельбека на пустующей земле посади виноградные чубуки, а как вырастет там виноград, так быть тебе свободным». И мне удалось там разбить виноградник. И в течение нескольких лет, пока я служил свою службу, упомянутый покойный мой господин ел плоды того виноградника. Служба моя окончена». Когда спросили об этом деле наследников, отвечали они с отрицанием. Тогда у означенного Кивана были истребованы доказательства в пользу его иска. В подтверждение его правоты принесли свои свидетельства два человека, которые были приняты как верные и соответствующие Шариату. На основании их было вынесено решение об освобождении Кивана, и по требованию выписано такое свидетельство. (с. 229-230)
_____________
* Рустемов О. Кадиаскерские книги Крымского ханства: исследования, тексты и переводы. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2017.

1 комментарий:

  1. «Московские ведомости», февраля 22 дня, 1800 года, в среду. Объявления:

    Продаются за излишеством дворовые люди: сапожник 22 лет, жена ж его прачка. Цена оному 500 руб., другой рещик 20 лет с женою, а жена его хорошая прачка, также и белье шьет хорошо. И цена оному 400 руб., и все оные люди хорошего поведения и трезвого состояния. Видеть их могут на Остоженке, под № 309.
    -----------
    Продаются 3 девушки видные 14 и 15 лет и всякому рукоделию знающие, кошельки с вензелями вяжут и одна из них на гуслях играет. Видеть и о цене узнать в Арбатской части 1 кв. № 1117.
    ------------
    Продаются шесть серых молодых лошадей легких пород, хорошо выезжанных в хомутах, которым последняя цена 1200 рублей! Видеть их можно…

    ОтветитьУдалить