02.01.2020

Ждать или не ждать


Рустем Муедин в воспоминаниях «Топрагъынънынъ, ташынънынъ къурбаныман, Ватаным!»* упоминает некое поэтическое произведение Амди Герайбая, в котором рассказывается о том, как один землемер на селе вошел без спроса во двор крымскотатарской женщины и начал там свои измерения. Женщина, увидев незнакомого человека, окликнула его:

– Эй, анда не япасынъ? Чыкъ къорамдан! (Эй, ты кто? Уходи с моего двора!)

Землемер, человек русский, чтобы успокоить разнервничавшуюся женщину, крикнул ей:

– Постой, постой…

Женщина не поняла его и разозлилась окончательно:

– Мен постоймам, сен постой. Чыкъ, къорамдан, дейим санъа! (Не буду я постоять, сам постой. Уходи отсюда!)

Р. Муедин пишет, что этот эпизод он сам и его юные сверстники воспринимали и пересказывали друг другу как смешной анекдот. Сейчас, мне кажется, эти слова обрели иной смысл: человек не может стоять на месте в ожидании чудес, он должен что-то для этого делать. А тем, кто уговаривают: мол, потерпи, подожди, постой, – один ответ: «Мен постоймам, сен постой».

Использовано фото с сайта https://telegraf.com.ua/
* Источник http://anaurt.com

1 комментарий:

  1. ...Къарт киназнынъ асабасы: "мен хазяин сизлерге", -
    Бир кунь явур кельмесинми: "кой меним!", - деп бизлерге.
    Мегердейим, ольмез бурун шайтан нефсин аздыргъан,
    Купчамызны, акътан къоркъмаз, озь адына яздыргъан...
    Асабасы кельди кирди койге сарай салдырып,
    Баба-деде топрагъындан халкъны марум къалдырып.
    "Айванларны аркъаланъыз, байланъыз!", - деп башлады...
    Орюшке мал джибергенини шыбырткъыман ашлады...
    Киназнынъ бир земземери койни ольчеп джюргенде,
    Нышан салып Къуртакъайнынъ къорасына киргенде,
    Анакъайы Эрзадебай къавий басып аягъын,
    Земземернинъ джерни ольчеп тиккен темир таягъын
    Тартып алып, ачувланып ерлештирди башына:
    - Мен кимсеге хор болмадым, кельдим алтмыш яшына,
    Танрым алсын фырсатынъны, ах, явур сен!
    Шимди турнанынъ къонгъан джерин косьтерирмен сагъа мен!..

    АМДИ ГИРАЙБАЙ ИДЖРЕТ.

    Впервые произведение Амди Гирайбая "Иджрет" я услышал в 1988 или 89 году в Фергане в доме известного крымскотатарского музыканта Абдреима-агъа, ученика Асана Рефатова. Больше известного, как Абдреим-Саксофон. В один из вечеров его супруга достала из сундука тетрадь в двенадцать листов, исписанную арабскими буквами. Оно меня просто потрясло и пробудило огромный интерес к крымскотатарской литературе.

    ОтветитьУдалить