«На территории совхоза «Красный» (Мирное) РАССТРЕЛЯНЫ БЕЛОГВАРДЕЙЦАМИ 22 апреля 1920 г.: Мидат Рефатов, Асан Исмет-оглу, Мурад Асанов, Абдулла Баличиев, Асан Сакаев, Евгения Жигалина – члены Мусульманского бюро при Крымском областном комитете Российской Коммунистической Партии (большевиков), БОЛЬШЕВИКАМИ 9 мая 1928 г.: Вели Ибраимов – председатель Центрального Исполнительного Комитета Крымской АССР, Мустафа Абдулла – заместитель председателя общества по переселению сельского населения Крыма».
Информация по материалам Идриса Асанина, Нардугана Ибрагима, Александра и Вячеслава Зарубиных.
А.Г.Зарубин и В.Г.Зарубин в статье «Мусульманское бюро и его судьба» (a-pesni.org/grvojna/kr/a-musburo.php) отмечают: «Когда через три дня могилу раскрыли, чтобы похоронить казненных по-человечески, свидетели ужаснулись: у Мурада Асанова был разбит череп и разрублена рука; «у Рефатова совершенно отсутствовала тыльная часть головы, была прорублена рука в двух местах»; у Жигалиной «совершенно отсутствовала передняя часть головы и все тело было в синяках»; все были лишь в нижнем белье, а Баличев совершенно раздет. (После прихода красных 5 декабря 1920 г. останки 66 участников большевистского подполья, в том числе членов Мусульманского бюро, и красноармейцев, погибших в годы Гражданской войны, были перезахоронены в Семинарском сквере, где в 1930 был установлен памятник, замененный в 1957 г. на диоритовый обелиск)». В 70-е годы ХХ века сквер реконструировали.
Нардуган Ибрагим в своей рубрике «Чтобы помнили» пишет: «Память об этих людях предали дважды: сначала коммунисты, которые после освобождения Крыма и депортации крымских татар демонтировали памятную доску с их именами, а затем и сами крымские татары, которые вслед за меджлисовскими манкуртами посчитали, что помнить о «красных» крымских татарах не обязательно».
![]() |
Обелиск борцам за Советскую власть над братской могилой. г.Симферополь. Семинарский сквер. |
Согласно сведениям И.Асанина, место захоронения Вели Ибраимова и Мустафы Абдуллы большевики решили скрыть, перепахав тракторами близлежащие земли вдоль и поперек.
В книге Эскендера Ганеевича Умерова "Судьба служить народу" есть фамилии крымскотатарских подпольщиков, расстрелянных и закопанных на территории совхоза "Красный". Среди них главвврач Симферопольской больницы Хатидже Чапчакчи.
ОтветитьУдалитьВ 1937-1938 годах жен и детей "врагов народа" просто расстреливали. В совхозе Красный под Симферополем был организован концлагерь. Сейчас там выстроили мемориальный комплекс и пытаются всё списать на фашистов. По этой причине мы должны знать, наконец, имена всех палачей. И их дети и внуки тоже. Чтобы трагедии не повторялись, современные палачи должны задуматься о своем имени хотя бы ради своих потомков.
ОтветитьУдалитьПодозревал, что что-то здесь не чистое с этим Красным совхозом было. Советская власть и теперь Федералы постоянно мусолят про с. Красный, будто Крымские татары каратели убили жителей Крыма в концлагере Красный при оккупации гитлеровцами.
ОтветитьУдалитьГде москва мусолит, значит там что то не так. Значит они где-то сами совершили преступление.
В Крыму в совхозе Красный до начала нацистской оккупации существлвал такой же лагерь для жен и детей врагов народа, которые были расстреляны, когда стало понятно, что полуостров будет захвачен врагом. Так везде поступала советская власть при приближении фашистов. Всех заключенных расстреливали. Сейчас на этом месте построен мемориал жертвам нацистской оккупации и все жертвы списали на оккупантов.
Удалить