![]() |
Идрис Асанин (1927-2007). |
9 мая 1928 г. был расстрелян В.Ибраимов, председатель Центрального Исполнительного Комитета Крымской АССР.
«Вели Ибраимов – жертва сионистов-большевиков».
Автор документального очерка – Идрис Асанин, один из видных деятелей национального движения крымских татар, талантливый поэт и публицист. Очерк, написанный на основе архивных материалов, был опубликован на крымскотатарском языке в газете «Янъы дюнья» в 1999 году. Перевод на русский язык, по сведениям Нардугана Ибрагима, сделан сотрудниками газеты «Къырым» (здесь отрывок, в сокращении).
«Видя тяжелое положение, в котором оказалась изможденная голодом и разрухой Россия и, в частности, Крым, американские еврейские организации предложили России огромную денежную помощь. В обмен просили «пустующие земли» Одессы, Херсона, степного Крыма, вплоть до Сочи, чтобы создать на этой территории Еврейскую Советскую Социалистическую Республику.
«Видя тяжелое положение, в котором оказалась изможденная голодом и разрухой Россия и, в частности, Крым, американские еврейские организации предложили России огромную денежную помощь. В обмен просили «пустующие земли» Одессы, Херсона, степного Крыма, вплоть до Сочи, чтобы создать на этой территории Еврейскую Советскую Социалистическую Республику.
В.Ибраимов настаивал на том, чтобы Москва учитывала интересы коренного народа Крыма, чтобы в первую очередь были защищены права крымтатарского народа на своей земле. И у Крымского ЦИК, возглавляемого им, были на это все права. Проект «Еврейской Национальной республики на Крымской земле» был абсурдным – Крым с 1921 года уже имел статус Советской Социалистической Республики. Кроме того, было получено решение о возвращении на родину около 200 тысяч крымтатар, уехавших полтора века назад в результате притеснений и царского произвола.
Письмо, подписанное Ибраимовым и содержащее ряд исторически обоснованных доводов, было направленно в Центр: «В деспотическую эпоху царизма крымские татары, являющиеся коренным населением Крыма, подвергаясь всевозможным гонениям и насилию, вынуждены были покинуть родину и уехать в чужие края. В результате миллионы крымтатар остались теперь в Румынии, Болгарии и Турции. Сегодня в России нет ни насилия, ни гнета, есть только свобода. Вынужденные волею судьбы покинуть свою отчизну, крымтатары сегодня хотят вернуться на родину. И они имеют на это право. Наше государство, признающее за угнетенными народами право на свободу, справедливость и равенство, конечно же, должно признать это право и за желающими вернуться на родину. Необходимо исправить несправедливость, длящуюся более века. Для того чтобы переселенцы стали производительной силой, отчизна должна оказать им всевозможную помощь», – говорилось в этом письме.
Но в Москве, чтобы достичь цели и развязать себе руки, пришли к выводу, что необходимо отстранить от должности В.Ибраимова. К делу привлекли ГПУ. В районы были разосланы спецагенты для сбора доносов, в кофейнях и постоялых дворах, вплоть до парикмахерских, распространялись сплетни о Вели ага. Говорили, что он связан с бандитскими отрядами, что проедает деньги, собранные на переселение горных татар в степные районы, что во время гражданской войны он был бандитом и погубил множество невинных людей и многое другое. Всё это делалось с одной целью – очернить, посеять сомнения в сердцах простых людей и подготовить их таким образом к предстоящей расправе.
15 января 1928 года В.Ибраимов был арестован, после пародии на суд – приговорен к расстрелу. Перед казнью ему удалось передать на волю записку: «Меня убивают потому, что я … не хотел поселить в Крыму евреев, не давая возможности построить здесь Еврейскую Автономную Республику. Меня убивает коммуно-сионистское единство за то, что я защищал права крымских татар, планировал собрать их на родине после полутора-векового перерыва и перешел к действию. 1928 года, 9 мая».
По сведениям современников, его тело, как и расстрелянного вместе с ним 34-летнего Мустафы Абдуллы, было захоронено в болотистых зарослях земель совхоза «Красный» близ Симферополя. Большевистские преступники решили скрыть место захоронения В.Ибраимова, имевшего огромный авторитет у народных масс, и перепахали близлежащие земли вдоль и поперек. 8-10 тракторов с рассвета и до обеда распахивали землю площадью примерно 10 гектаров. Событие из ряда вон выходящее, потому что не только в совхозе «Красный», но и в ближайших 4-5 районах и в помине не было тракторов. Но для этого случая, нашлись…»
Использовано фото с сайта: slideshare.net/elibgaspra/ss-10818612
Использовано фото с сайта: slideshare.net/elibgaspra/ss-10818612
Лиля ханым, а почему казнь приурочена к 9 мая, ведь отсюда понимается, что последнее письмо В.Ибрагимова передано 9 мая, означает ли это, что казнь осуществлена именно в этот день или есть другие сведения?
ОтветитьУдалитьСеитмемет бей, суд над В.Ибраимовым окончился 7 мая, где ему и одному из его товарищей был объявлен смертный приговор. Может, поэтому в некоторых источниках датой его расстрела называют 7 мая. Но в очерке Идриса Асанина названа дата 9 мая. Записку В.Ибраимова передал Абибулле эфенди, проживавшему в Симферополе по улице Кантарной, д.242, неизвестный молодой человек по имени Максуд поздно вечером 11 мая 1928 г.
ОтветитьУдалитьВ 1989 г. в Питере видел сына Вели Ибраимова - Тимура Марьяновича, причем Марьянович - это фамилия серба, за которого вышла замуж его мать. Видимо, чтобы скрыть фамилию и спасти сына...
ОтветитьУдалитьАнам только что про него говорила. Приезжал к ним в Учкурган. Говорит, Тимур был инвалидом ВОВ. Умер в Ленинграде, но по завещанию похоронен в Крыму.
ОтветитьУдалить