03.05.2015

Крымскотатарский национальный костюм: работа над ошибками

Шевкет Сейдаметов. 2011 год.
Крымскотатарский национальный костюм снова в моде. Казалось бы, можно радоваться. Но, нет! Чем больше людей увлекается моделированием крымскотатарской одежды, тем больше ошибок допускается. И эти ошибки, повторяясь и накладываясь, уводят нас все дальше от истоков национального костюма.

Естественно, в современной моде используется стилизация, есть авангардное направление,  использующее традиционные народные элементы, создаются эстрадные костюмы на основе фольклорного искусства. Однако все это должно базироваться на правильном костюме. А какой он, этот правильный, аутентичный костюм?
 
Вот что из истории возникновения и развития крымскотатарского национального костюма рассказал художник Шевкет Сейдаметов: «Когда-то, еще в языческие времена, откуда и идет все отношение к одежде, человек видел, что животное, которое бегало и скакало, после поражения стрелой, копьем или ножом,  умирало. Люди полагали, и это было логично, что жизнь, душа живого существа покидала тело через данное отверстие, дырку.

Поэтому к дыре-порезу было особенное отношение. Чтобы сохранить жизнь, его необходимо было окружить магическими знаками. Поскольку сначала одежда была из шкур и потом только из ткани, такое отношение перешло и на ткань. Место, которого касалась игла или ножницы, обязательно обрабатывалось магическими знаками. Поскольку было  преклонение перед ОСТРЫМ, то и острые изображения в виде стрел, а позже и тотемными рогами благополучно «перекочевали» в «завитушки» орнамента. Поэтому пройму воротника, рукава, подол, где обрезана ткань, обязательно обшивались магическим орнаментом.

Камзол женский у крымских татар, в отличие от многих других народов, расклешенный. То есть он кроился из клиньев, и на стык  каждого клина нашивался шерт (галун, кант), который  покрывал тот самый губительный РАЗРЕЗ, лентой перекрывался шов. То же самое и по подолу. То же самое вокруг шеи по воротнику, рукавам. Вот, исходя из этих соображений, и оформлялась одежда.

Что касается вышивки. Символически фигура человека строго разграничивалась на «верх-низ»: до пояса и ниже. Зона, в которой рождался человек, считалась табуированной, тайной, космической, тревожной и опасной: вспомним про «дыру». Здесь не было никакой вышивки. А верхняя часть, в частности грудь, воспринималась как место, дающее пищу младенцу, и поэтому максимально важно было защитить грудь от всяких напастей (сглаза), почему эта часть платья обильно покрывалось защитными магическими знаками, т.е. орнаментом. Одним словом, традиционно было украшать верхнюю часть одежды, ограничивая ее поясом (къушакъ), и совершенно игнорировать, не акцентировать низ, на подоле платья – только шерт.
 
Целью расклешенного платья было показать «широкие бедра». Считалось, что в этом – залог успешного деторождения (по современным медицинским данным это соответствует истине и подтверждается таким понятием в акушерстве, как «широкий таз»). Естественно, крымские татарки кроили «очень широкие «бедра».

Кстати, французские модницы  переняли этот принцип кроя, правда, придумали кринолин – каркас «широкого бедра». Так что, крымские татарки стали законодательницами французской моды примерно в 15-16 вв. А вот, например, среднеазиатский женский костюм имел только прямой крой платья. Начиная с Кавказа, Приазовья и далее сюда, в Крым, платья кроились клином. Вернее, начиная с Крыма и туда – на Кавказ. Крым все-таки находился на развязке Великого Шелкового пути.

А мужской костюм более консервативен. Он не претерпел каких-нибудь серьезных изменений. Да, еще надо сказать про пояс в костюме крымскотатарских мужчин. В мусульманском мире красными поясами должны были подпоясываться только иноверцы, то есть иностранцы-христиане и др. При наличии толерантности к другим религиям, это было обязательным условием. Пояс крымскотатарских мужчин мог быть из любой ткани по цвету, кроме красного. Невеста вышивала парню пояс на светлой ткани (в составе «докъузлыкъ»а – девяти предметов в подарок жениху)».
 
Вот теперь можно посмотреть несколько фотографий с тем, чтобы найти и исправить ошибки:
 
 
 
Кукла в национальном
крымскотатарском костюме.
Автор - Ульвие Аблаева
 
 
 

7 комментариев:

  1. шевкет сейдаметов9 мая 2015 г. в 02:44

    Кстати, шикарно грамотные костюмы на куклах Ульвие Аблаевой. Но келин в голубом - невозможно. Только в алом. Келин на свадьбе имеется в виду. Невеста красное платье надевала на свадьбу. А засватанная или еще какая - ходила в чем угодно, только не в красном.

    ОтветитьУдалить
  2. "А верхняя часть, в частности грудь, воспринималась как место, дающее пищу младенцу, и поэтому максимально важно было защитить грудь от всяких напастей (сглаза), почему эта часть платья обильно покрывалось защитными магическими знаками, т.е. орнаментом." Приведите пример "обильно покрытой орнаментами области груди" в крымскотатарском платье. Фотоматериал, гравюры из музея Ларишес показывают нагрудники, украшенные монетами. Другие мне не попадались. Может быть, я чего-то упустил. Каким образом автор статьи объясняет украшения на рукавах? Эль кабы?

    ОтветитьУдалить
  3. Ленара Аджиева26 сентября 2015 г. в 12:34

    Насчет цвета пояса (кушака) крымскотатарских мужчин есть другая информация.

    Народы России. Крымские татары. – С.-Петербург, 1879. http://www.knigafund.ru/books/125389/read#page1.

    "Широкие шальвары надеваются сверх куртки, и у талии стягиваются поясом различной ширины какого-нибудь яркого цвета, исключая зеленого. Зеленый цвет, как преобладающий в раю Магомета и вследствие этого почитае-мый священным, предоставляется носить только лицам высшего духовенства и прямым потомкам Магомета". http://www.knigafund.ru/books/125389/read#page12.

    ОтветитьУдалить
  4. Ленара Аджиева26 сентября 2015 г. в 12:45

    По этой ссылке можно увидеть иллюстрацию, приведенную в названной выше книге, на которой видно, что у мальчика и старика кушаки красного цвета: http://www.knigafund.ru/books/125389/read#page11

    ОтветитьУдалить
  5. Рославцева Л.И. Одежда крымских татар конца XVIII – начала XX в. – Москва, 2000. (Глава VIII. Пояса).

    Ранний и самый распространенный вариант – "кушак" ("кшак") – шили из длинного полотнища тонкой шерстяной или шелковой ткани… обычно красного цвета.

    ОтветитьУдалить
  6. Александр Ефимов23 октября 2015 г. в 06:26

    Скажите, одному мне кажется то, что показывают сегодня в фольклорных концертах, имеет мало общего с документальными фотографиями?

    ОтветитьУдалить
  7. Руководители фольклорных ансамблей, модельеры, к сожалению, не изучают традиционный крымскотатарский костюм. В основу многих моделей костюмов участников фольклорных ансамблей положено желание "сделать нам красиво" любой ценой. В результате, как правило, мы имеем костюмные фантазии, не имеющие связи с реальной этнографией.

    ОтветитьУдалить