01.05.2014

Глаз в символике крымских татар

Изображение «глаз».
Старинный крымскотатарский килим. Фрагмент.

Узоротворчество, как известно, возникло в процессе трудовой деятельности человека, общения его с окружающей средой. В старинных орнаментах крымскотатарских мастеров часто встречаются узоры, название которых включает слово глаз: огюз козь – глаз быка, пота козь – глаз верблюжонка и др. Однако это не только отзвуки искусства древних скотоводческих племен. Орнамент имел ритуальное значение со свойственной ему символикой.

Глаз – олицетворение Солнца,  символ божественной вездесущности, всепроникающей мудрости, духовного видения, способности к духовному выражению. Это и символ познания, понимания, созидания.

У крымских татар глаз связывается также с влагой, с водой – источником жизни. Здесь два образа: глаз с капающими слезами и исток родника как око земли. Поэтому изображение глаза символизирует также родник, источник воды. Действие, связанное с очищением источника воды от мусора и ила, крымские татары называют «козюни ачмакъ», что в переводе означает «открыть глаз земли».

С.Червонная в книге «Искусство татарского Крыма» отмечала, что крымские татары проявляли феноменальную бережность к той ценности, какой являлась вода для Крыма.

М.Волошин писал о том, что крымские татары «ищут ключей, как золота», а, найдя «мокрое местечко» в скале или ином месте, разрабатывают его в ключ.

М.Чурлу подчеркивает: в селе Коккоз у входа в летний дворец князей Юсуповых построен питьевой фонтан, в котором из зрачка майоликового бирюзового глаза течет вода. Хозяева дворца объединили в художественном образе наименование села и народную символику: глаз – источник.

1 комментарий:

  1. Наилучшей водой (в Бахчисарае) является вода из колодца наисветлейшего хана, находящегося поблизости от дворца Сефер Гази-ага. Вода в нем ясная и прозрачная, как око сокола, и такая холодная, что даже в июле никто не сможет из него спокойно три глотка выпить! (Евгений Марков)

    ОтветитьУдалить