16.08.2013

Асан Чергев. Послушай, что говорит мертвец!


В статье А.Ф.Мурадасилова «Архивные материалы о жизни и творчестве классика крымскотатарской литературы А.Чергеева» приводится пересказ поэмы «Эшит, мевта не сёйлеюр» «Послушай, что говорит мертвец», автором которой является Асан Чергеев. Предлагаю этот отрывок (грамматика и стилистика оригинала).

«24 ноября 1911 г. впервые в письменном докладе после перевода на русский язык, содержание поэмы и её характер предоставляет инспектор по делам печати Одесского временного комитета по цензуре И.Спафарис:

incognito /неизвестный/. …в стихотворной формы предлагает читателю слушать рассказ живого – мертвеца, давно умершего татарина, который встал из могилы, разорвал саван и одевшись в почти сгнившее свое прежнее платье, возле него лежавшее, отправился странствовать по городам и селам татарского Крыма расчитывая встретить своих сородичей мусульман – татар. Но их почти не оказалось к удивлению своему он везде встречал только целую ораву казаков /русских/, посилившихся здесь и гнавших его словами «пошел татарская лопатка» да еще немцев, которые являются ему лучшими, чем казаки. Таким образом, он очутился как бы во вражеской засаде, в своем родном краю. Вся Крымская область казалась ему хуже могилы. Татары кое-где еще оставшиеся до того обрусели, что скорее походили они на Иванов … костюмы и домашняя их утварь ничем не отличаются от русских. Так редко встречаются здесь татарские имущества и недвижимость, что пожалуй / ради сохранения национальности/ следует перейти в другую нацию. Вакуф перешли в казну, татар завоевали, их берут в солдаты и отправляют так далеко, что татарские дома превращаются в настоящая развалины, даже кладбища их уничтожены русскими, а камни употребляются ими для построек. Нищета и полное невежество довершают страдания татар. Причиною этому являются также и духовенство еле грамотные муллы, которые ведут разгульную жизнь и грабят народ, аккуратно получая свои доходы. Словом ничем здесь не различить живых от мертвых. Без объединения нет спасения, гибель не минуема. Нет возможности описать всех бедствий и страданий татар. Крайне печальное положение полного разорения Крымского края заставило очевидца этого положения живого мертвеца предпочесть смерть, чем мириться такой жизнью, вернуться в свою могилу, куда он снова пошел: покрыл себя саваном и начал плакать».

1 комментарий:

  1. Я было подумал, что описывается Крым сегодняшний))) Оказалось, это было сто лет назад!

    ОтветитьУдалить