Продолжение. Начало здесь.
Когда я шла с Куддусом в Севастополь, думала, что кроме нас там больше
никого-то и не будет. Пришла и увидела: во всех уголках-закоулках полным-полно
голодных татар. Как странно смотрятся среди нарядных людей голодные оборванцы в
своем жалком тряпье!
Всегда скромные, стеснительные девушки татарки, молодые женщины и дети
совсем потеряли стыд. Всюду лезут, хватают все, что найдут и что подадут, едят
и объедки, и нечистое, и запрещенное шариатом.
Нет, не осталось в мире ни стыда, ни боязни греха, ни милосердия... Ну
почему люди не жалеют друг друга? Ведь и на базарах, и в магазинах полным-полно
продуктов. Одни люди пьют-едят вволю, наряжаются, наслаждаются. Другие –
грязные, оборванные, измученные, прямо на улицах падают они от голода и там же
умирают. Попробуй, разберись, почему так устроен мир... Как бусинки в четках перекатываются, так люди легко и бесконечно произносят
слова: «милосердие», «доброта», «справедливость». Где же они в жизни?
Я думала обо всем этом, сидя на углу одной из шумных улиц, разглядывая ее и
прохожих. Я ждала Куддуса. Наконец увидела его, рассекающего толпу и бегущего ко мне. В руке он держал
кусок белого хлеба! Точно такой же, какой видела во сне, у костра в дороге. «Куддус,
откуда у тебя этот хлеб?!»
Оказывается, за тот час, что я его ждала, Куддус «сбегал туда, обратился
сюда и – обоих записал в приют». И хлеб еще принес! Куддус, ты что, святой
Хыдыр Ильяс?!
Когда мы пришли в приют, дети сидели за длинными столами, покрытыми белыми
скатертями, и шумно ели. Увидев перед каждым тарелку с супом и кусок хлеба, я
прямо-таки услышала, как неохотно, но неуклонно отлетает от меня круживший над
головой коршун смерти. А что ему делать там, где дают хлеб?
После смерти мамы наша соседка тетя
Сафие раза два купала меня, расчесывала. Но уже больше месяца я не мылась,
начала вшиветь. В приюте нас искупали, выдали чистое белье и одежду, потом накормили
рисовым супом. Как хорошо, когда человек чист и сыт! Словно заново родился: и
настроение улучшается, и мысли проясняются, и смеяться хочется, и ...плакать.
Мамочка моя милая, сколько же мучений мы испытали... В скольких домах
навсегда потух огонь в очаге, потому что все умерли. И кто знает, сколько за
эти месяцы распалось семей, в которых оставшиеся в живых разбрелись, как птенцы
куропатки в степи. Кто знает, сколько еще детей, женщин и девушек блуждают по
дорогам, теряя разум и стыд?
Кто знает, где была бы сейчас я, если бы не Куддус... Как мне благодарить тебя, Куддус?..
1926 год.
Газеты тех лет писали: «Фунт хлеба в Алупке стоил до 160 000 руб. Все ужасы Поволжья имеются налицо в Крыму: целиком съеден весь скот и лошади, сельское население покидает свои жилища и наводняет города, процент смертности прогрессивно растет. По шоссейным дорогам Севастополь-Симферополь-Евпатория, в городах на улицах близ вокзалов валяются трупы…». Голод нанес сильный удар по крымскотатарскому населению. Это вызвало тревогу в союзном наркомате по делам национальностей. Его представители прямо заявили о необходимости предотвратить гибель целой нации.
ОтветитьУдалитьРахметли анам рассказывала историю о том, как бедная женщина, чтобы отвлечь детей от голода, положила в казан камень и долго его варила. Вечером к ней в дом постучались путники, она, несмотря на то, что ей нечем было угостить, пустила их переночевать. Они, увидев камень в казане и услышав от неё, зачем она это делает, превратили камни в мясо. Это были азизлер.
ОтветитьУдалить