11.02.2018

Мелек, чистоплотность и уважение к людям

Т. Абкелямова (Юнусова). Конец 1950-х годов.

Тамара Абкелямова (1933-1994). Из воспоминаний

– После освобождения крымских татар из спецпоселения, мы уехали из Намангана на строительство Учкурганской ГЭС. Тогда будущий киргизский поселок Шамалды-Сай представлял собой поле с вбитыми колышками и хаотично разбросанными кое-где саманными времянками. В одной из таких и мы жили.

Двое маленьких детей, одна из которых еще грудной ребенок, муж, работающий на экскаваторе – стирать приходилось часто. В тот день тоже. Когда закипел большой чайник, поставленный на примус, осторожно подняла его, перенося к столу. В это время чайник отрывается от ручки и начинает падать на глинобитный пол комнаты. Застыв от ужаса, представила свои ноги, залитые кипятком. Но чайник, достигнув пола, встал на дно, и из него не пролилась ни одна капля кипятка. И тут мне показалось, что в комнате кто-то есть. Подняла голову – передо мной стоит милая старушка: невысокая, худенькая, в кипенно-белой одежде, на голове такого же цвета марама.

– Мераба, къызым! – сказала она мягко. – Ты трудолюбивая и очень чистоплотная. Одно только: чиркеф (воду после стирки и полоскания) выплескиваешь на землю, по которой могут пройти люди. А люди бывают разные. Иной не сдержится, чертыхнется, а грех ляжет на того, чье белье стиралось в этой воде: он может стать кособоким, или его лицо перекосится, или, того хуже, парализует (чарпыныр). Твои родители далеко, некому подсказать. Вот я и пришла к тебе.

Старушка, улыбаясь только глазами, кивнула на чайник. И я посмотрела на него. А когда подняла голову, в комнате никого уже не было… Мелек (ангел) это был… Кто же еще?.. В укромном углу двора, в котором мы снимали комнату в Намангане, для этих целей была выкопана специальная сливная яма. Но здесь же – поле… Все равно, видите, нельзя… Вечером пришел ваш отец с работы, рассказала ему, он сразу вырыл ямку подальше от тропинок, по которым ходили люди.

***

То ли быль, то ли небыль… Но эта история, рассказанная много лет спустя, так впечатлила нас, что не только дети, но и внуки знают: ни грязную воду после стирки, ни помои нельзя выливать на землю, на дорогу. Вот так крымских татар с детства, не совсем научно, но очень эффективно, учили чистоплотности и уважению к окружающим их людям.

1 комментарий:

  1. Ибрахим Ибрагимов6 июля 2019 г. в 16:33

    Раньше (до ссылки в 1944-м) во многих крымскотатарских домах на первом этаже, как правило, существовало подобие небольшой душевой кабины - сув долап (водяной шкаф). Ее назначение было обусловлено религиозными нормами гигиены, которые обязывали мусульманина и членов его семьи совершать омовение тела перед пятничным намазом, а также «гусуль» – полное омовение супругов после акта интимной близости. Снаружи через стену устанавливался желоб, по которому использованная вода попадала в ОТДЕЛЬНУЮ от остальных бытовых стоков яму.

    ОтветитьУдалить