27.01.2018

Къысмет и расточительство

Гуливер Сеитмуратова. Конец 1950-х годов.

Гуливер Сеитмуратова (Абкелямова), родилась в 1937 году в селе Саурчи Ичкинского района Крым. АССР:

– Папа рассказывал, что в детстве у него была привычка не доедать: в его тарелке всегда оставалась часть еды. Несмотря на внушения старших о том, что нельзя так переводить еду, что это его къысмет (удача, доля), он по-прежнему не съедал до конца свою порцию.

Однажды, ему тогда было лет десять, папу отправили по каким-то делам в соседнее село, к дяде. Там во время обеда он также не съел все, что положил себе в чашку. Пожилому родственнику это не понравилось: «Нельзя так относиться к еде: это расточительство, потеряешь свой кысмет – счастье обойдет тебя!» Но мальчик, ответив «больше в меня не вмещается», распрощался с хозяевами и направился домой.


Однако дядя был по жизни большой шутник. Перевернул свой тулуп наизнанку, шапку какую-то старую надел и поспешил вслед за ним. Дорога шла вдоль поля, на котором стояли скирды. Спрятался дядя за одной из них и кричит: «Абмеджит, я твой кысмет!» Оглянулся мальчик, а из-за скирды выглядывает какое-то странное существо. Он, испугавшись, ускорил шаг. Однако из-за следующей скирды снова незнакомый голос: «Абмеджит, я твой кысмет!»

Сколько раз это повторилось, он не помнит, но только развернулся мальчик – и бегом назад. Прибежал в дом родственников: «Вы еще не убрали со стола? Дайте, я доем свою еду, а то она за мной в поле гонится!» Доел, выходит из дома, а на пороге – улыбающийся дядя. «Что случилось, почему вернулся?» – «За мной къысмет гнался! Вот, все съел, теперь пойду домой».

С тех пор мальчик стал брать столько еды, сколько мог съесть. А о том, кто сыграл в этой истории роль кысмета, дядя сам рассказал Абмеджиту много лет спустя, когда тот уже сам стал отцом.

1 комментарий: