07.11.2017

Два документы из архива семьи Дерен-Айерлы

ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ СССР
тов. РУДЕНКО Р.А.

Отд. морских экспедиц.
        работ
21 сентября 1962 г.
       45-040


Глубокоуважаемый Роман Андреевич,

     Присоединяю свой голос к товарищам, которые написали Вам ходатайство о реабилитации Османа Дерен-Айерлы. Я лично очень хорошо и близко знал т. Дерен-Айерлы как активного участника подпольной борьбы с контрреволюционной армией Врангеля и одного из первых руководителей Советской власти в Крыму. 

     Османа Дерен-Айерлы нельзя не реабилитировать – он так много сделал для организации Крымской повстанческой армии в тылу Врангеля. Когда я, в числе десяти моряков /большинство из нас были членами партии/ был послан в тыл Врангеля для организации повстанческой армии Осман Дерен-Айерлы стал активным участником нашей организации. Он держал постоянную связь с местным татарским населением, оказывал большую помощь в обеспечении питанием Крымской повстанческой армии. Мне особенно запомнился один эпизод: когда нужно было информировать командование Красной Армии о положении повстанческой армии я был командирован в Харьков в Закордонный отдел ЦК КП/б/у. Пробраться туда было чрезвычайно трудно – стоял сплошной кордон контр-разведки от Керчи до Севастополя. Тогда Осман Дерен-Айерлы взял на себя обязанность моего проводника и провел меня к берегу самыми глухими тропами под носом белогвардейской разведки, связал меня с контрабандистами, которые помогли мне за плату перебраться в Советский Союз. Таким образом, благодаря т. Дерен-Айерлы я смог информировать о положении в тылу Врангеля через Закордонный отдел ЦК – секретаря ЦК КП/б/у тов. Феликса Кона и командование Красной Армии – М.В. Фрунзе. После этого мне вновь было организовать десант моряков, с которым я вернулся в тыл Врангеля и опять Дерен-Айерлы активно помогал мне и встречал меня с десантом.

     После разгрома Врангеля Красной Армии с помощью партизан и освобождения Крыма т. Осман Дерен-Айерлы очень активно участвовал в установлении Советской власти в Симферополе. В 1924 году он был председателем Совнаркома Крымской автономной республики, затем учился в институте Красной профессуры.

     Убедительно прошу Вас рассмотреть вопрос о реабилитации тов. Османа Дерен-Айерлы. Репрессирование его в период культа личности явно было неправильным, как и многих других товарищей, о чем Вам хорошо известно. Теперь его несомненно нет в живых, жена его тоже умерла, но у него есть сын, которому несправедливо носить клеймо сына врага.

С сердечным приветом

Бывший командующий отрядом моряков
особого назначения Крымской повстанческой армии в 1920
Дважды Герой Советского Союза
Контр-адмирал
                     /И.Д. Папанин/

Ныне работаю в Президиуме Академии наук СССР
в должности начальника Отдела морских экспедиционных работ.
телефон: служ. В-7-74-78; дом. Г-1-83-68
 

1 комментарий:

  1. В Вильнюсе живет внучка О.Дерен-Айерлы - Ina Deren (https://www.facebook.com/ina.deren), правнучка Ina Sofija Deren (https://www.facebook.com/isderen) и его праправнучка.

    ОтветитьУдалить