24.01.2015

Ключ к тайнам Гаспринского

                                                     Фрагмент рисунка подземного города Деринкую с сайта ofigenno.cc/
 
В хронике пользователя Фейсбука  Шевкета Халилова прочла статью (ofigenno.cc/zateryannyi-gorod-derinkuyu), в которой приводится рассказ о подземном городе Деринкую, построенном, по мнению историков, в I-II тысячелетии до н. э. Этот город служил надежным и комфортным убежищем для защиты от вражеских армий. Обнаружил его турок, который в 1963 году, желая сделать ремонт в доме, сломал одну из стен и обнаружил ход в затерянный подземный город, состоящий из 8 ярусов и достигающий 60-метровой глубины.

Удивителен не только сам факт существования таинственного города, но и то, что И.Гаспринский, умерший за полвека до обнаружения Деринкую, практически точно описал его в «Стране Благоденствия» – произведении, которое он начал публиковать частями в газете «Терджиман» в 1889 году. В «Стране Благоденствия» также есть потайной подземный ход из помещения в Альгамбре, ведущий в таинственную страну, не отмеченную ни на одной карте мира.

Рисунок, приведенный выше – отличная иллюстрация не только к «Стране Благоденствия», но и к прочтению этого простого и одновременно сложного произведения. Посмотрите еще раз на рисунок. Город сверху – это сюжет произведения Гаспринского. Он занимателен, имеет интригу и одновременно очень информативен с точки зрения географии и истории. А вот чтобы «попасть» в подтексты произведения, недостаточно «сломать стену в доме». Необходимы знания истории, географии, традиций народа и Корана, которые помогут раскрыть всю глубину произведения. Без них читатель так и останется в «верхнем городе», как те жители, которые всю жизнь прожили над древним затерянным Деринкую, не имея о нем ни малейшего представления.

Однако и это еще не все: одних знаний мало, чтобы попасть в скрытую часть произведения. Необходимо найти в тексте ключ, с помощью которого начинаются открытия читателя. Возможно, этих ключей несколько. Мне удалось найти один. Он спрятан в первом абзаце произведения. Читаем текст Гаспринского: «Какая чудесная страна! – восклицает Молла Аббас, глядя вокруг из окна вагона. – Сколько тут видно труда, уменья и богатства. Вся страна кажется бесконечным садом и владением одного знающего хозяина. Повсюду сады, чисто и аккуратно обработанные поля, обширные виноградники из конца в конец государства».

Какая это страна?

Молла Аббас, рассказчик и главный герой цикла произведений Исмаила Гаспринского, говорит, что страна эта – Франция. Те, кто согласится с ним, – пройдут мимо ключа. Но если у читателя, пока он читал эти строки, мелькнуло в сознании другое слово: «Крым», то ключ найден! Теперь все, что написано Гаспринским, начиная с первого абзаца, будет читаться под другим углом зрения: не об Испании, ее королях, маврах и мусульманах в целом говорит автор. Все мысли и боль Гаспринского – судьба крымскотатарского народа и его Родины.

Если в поисковом окне моего блога набрать слова Страна Благоденствия, то можно найти несколько коротких статей, позволяющих заглянуть в некоторые «потайные комнаты» – смысловые подтексты этого гениального произведения. И это только начало увлекательного путешествия в познание творчества И.Гаспринского и всей крымскотатарской литературы, для которой подобные подтексты – традиция еще с суфийских времен.

1 комментарий: