30.08.2014

Анекдоты крымских татар

Керамист Абдюль Сеит-Aметов

Профессор И.Керимов отмечает: «В крымскотатарской части этого номера газеты опубликован целый ряд весьма интересных и поучительных анекдотов. Вообще этому жанру фольклора Гаспринский уделял серьёзное внимание. В 1897 г. им был издан даже отдельный сборник под названием «Невадир нефисе» («Редкое искусство»), подготовленный М.Акчуриным. Приводим некоторые образцы, опубликованные в данном номере газеты».
 
«Терджиман», 17 января 1886 года*.
 
1.
Мальчик лет пяти-шести говорит отцу:
– Папа, я видел во сне конфеты.
– Дай Бог, к добру. Заплати мне 10 рублей, и я растолкую твой сон!
– Было бы у меня 10 рублей, я конфеты видел бы не во сне!
 

2.
Малыш в первый раз идет в школу. А в этот день падишах, переодевшись, обходил свои владения и случайно встретился с мальчиком. Глянул на него и понял, что ребенок смышленый:
– Сынок, куда идешь?
– В школу.
– Возьми эту золотую монетку, купишь себе конфет.
– Отец увидит, спросит, откуда у меня деньги.
– Ты бери. А если отец спросит, скажи, что падишах дал.
– Не поверит!
– Почему?
– Что одна монетка для падишаха? Вот если наполните золотом все мои карманы, тогда поверит!
Падишах рассмеялся и насыпал мальчишке полные карманы золота.
 
3.
Мальчик вместе с отцом идет на похороны.
– А куда отправят мертвого?
– Сынок, это такое место, где нет еды, питья, одежды – словом, в такой мир, где ничего нет...
– Папа, как бы мертвеца не отправили в наш дом!
 
4.
Однажды мальчик, садясь на осла, не так закинул ногу, и получилось, что сел на него задом наперед.
– Почему ты сел задом наперед?
– Я сел правильно, это осел стоит не так!
 
5.
Как-то в месяц рамазан молодой человек выпил вина.
– Сынок, почему ты так поступил, – спросил его кадий (судья).
– Выпил за здоровье Бога!
 
6.
– Мама, мама!
– Что?
– В молоко упала мышка!
– Вытащил?
– Нет, я туда кошку бросил!
 
7.
Молодожен случайно встретил своего глухого знакомого. Глухой:
– Поздравляю! Слышал, ты женился!
– Да, друг, женился! Но не пойму, как ты, ничего не слыша, услышал о том, что я женился?
 
8.
Один пьяный мужчина уснул под дверями своего дома. Увидели его полицейские, будят:
– Поднимайся, пошли в полицию!
– Уважаемые, пожалейте! Если бы я мог идти, то вошел бы в двери своего дома. А вы хотите, чтобы я в таком беспомощном состоянии до полиции дошел?!
Полицейские оставили его в покое.
 
9.
Встретил путник старика. По лицу несчастного видно, что тот болен. Спросил, отчего дошел до такого состояния. Старик:
– И не спрашивай, сынок. У меня три жены. Стараясь угодить им, заболел, тает здоровье на глазах. О, Аллах, есть ли лекарство от моей болезни?!
– Есть. Развод с ними!
 
10.
Отец отдал сына в подмастерье к портному. Однажды мастер собрался пообедать, положив на стол чашку меда и кусок хлеба. Но тут его срочно куда-то вызвали.
– Сынок, – говорит он своему ученику – в этой чашке – яд. Смотри, не ешь из нее ничего.
Мастер только вышел, а парнишка тут же с удовольствием начал есть мед с хлебом. Когда вернулся портной, он объяснил:
– Хлеб собака схватила и убежала. Я так испугался Вашего гнева, что решил съесть яд. Съел, но не умер, вот...
 
11.
Был неурожайный год. Голодный человек в поисках еды пришел в чужое село. Узнав, что болен сельский имам, сразу направился к его дому. Послушав пульс больного, заявил:
– Все понятно. Принесите кусок хлеба и чашку меда.
Принесли. Он отломил ломтик хлеба, обмакнул его в мед, три раза покрутил им над головой больного – и в рот. Так все съел. А утром больной умер. «Целителю» говорят:
– Твое вчерашнее лекарство не помогло: больной умер.
– Если бы я вчера не приготовил это лекарство, то сам бы умер раньше больного.
 
12.
Мужчине сильно надоела его жена. Один из друзей спрашивает его:
– Что такой расстроенный?
– Когда я женился, так любил свою жену, что съесть ее хотелось. Сейчас жалею: почему не съел?
 
Перевод мой. – Л.Ю.
______________
* Керим И. Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи (1883-1914). – Акъмесджит: Тарпан, 1999. – С.22-25.

1 комментарий:

  1. Искренне посмеяться над собой сможет лишь добрый человек. На лице недоброго выйдет только вымученная улыбка…

    ОтветитьУдалить