«Человеколюбивый редактор, прошу Вас не отказать и дать место в Вашей уважаемой газете нижеследующему моему письму.
Пользующиеся такой гражданственностью среди крымских татар фанатизм, невежество и происходящая отсюда косность, разъедали и татар нашего местечка. Но шесть лет тому назад явился к нам добрый человек в лице Асана Сабри-эфенди* и взялся ввести луч знаний в тёмную среду нашего местечка.
При содействии некоторых из жителей, он открыл образцовый мектеб и несмотря на нападения противников-ретроградов, доходивших до называния его отступником от Ислама, он энергично и с постоянством продолжал своё дело. Его труды, горькая жизнь в лишениях были вознаграждены прекрасными успехами учащихся, какие обнаружили произведённые им в присутствии общества экзамены. Родители были в восхищении от успехов своих детей, а фанатики-противники, не имея возможности отрицать явный для всех факт деятельности нового мектеба, принуждены были... замолчать. Мектеб остался существовать, а Сабри-эфенди с неослабным жаром и энергией продолжал своё дело. Мектеб его был смешанный, то есть для мальчиков и девочек, и в шесть лет он успел выпустить до шестидесяти хорошо обученных детей.
Я сама принадлежу к первому выпуску этого мектеба... Девочки нашего выпуска были первыми из татарок нашей местности, на долю которых выпало счастье приобрести общеобразовательные сведения хоть в программе начального обучения. Право, я и мои подруги по мектебу, как мы рады! Мы узнали, что и татарка человек и что нашей религией даны нам права, а Пророк наш имел к нам, женщинам, весьма гуманное отношение. Оказывается и мы, как и мужчины, равноправны пользоваться жизнью и её благами. А между тем сколько уже веков как порабощена мусульманка, низведена в степень, недостойную человека. Говорят: мусульманке и знание, и свет, и радости – всё запрещено. Когда нас отдали в мектеб, то фанатики чуть не сочли это за отступление от религии.
Мы так любили свой мектеб и возлагали на него большие надежды. Ожидали его расширения и думали, что он подготовит хороших мужей и матерей, из которых в будущем может составиться прекрасное общество. Но наши эти надежды и упования оказались химерой. Разыгравшийся фанатизм, как буря, снёс наш мектеб и грубо отбросил в сторону его создателя – преподавателя Сабри-эфенди. Противники его начали придираться к его личности и образу жизни и из пустяков, совсем к делу не относящихся, создали целое пугало. Они торжествовали. В местечке опять появились старого типа мектебы – один для мальчиков, другой для девочек. В последнем учит одна пятидесятилетняя женщина, круглая невежа. Об учителе же мальчиков говорят, что он человек «кейфа». Говоря об учительнице или учителе, я нисколько не имею в виду задеть их, но мне жаль детей, судьба коих их ослеплёнными родителями вручена таким субъектам. Ну вот эти господа родители, кому они повредили? Себе же, сделали зло своим же детям. Из-за их такого глупого каприза несчастные дети должны оставаться полными невежами.
Сабри-эфенди выпускал благонравных, прилично воспитанных учеников, снабжённых в достаточной степени верными сведениями из религии, языка, арифметики и др. Разумные люди таких учителей сами разыскивают, всячески стараются удержать их в своих школах, наши же наоборот, Богом посланного учителя не могли понять и не только не старались удержать, но всё норовили отделаться от него... И вот отделались... Жаль, очень жаль. Этот поступок наших сельчан меня очень огорчает.
Анифе Кайбулла-кызы.
От редакции. Мы вполне разделяем скорбь молодой ханым. Закрытие мектеба, способного выпускать питомиц, как Анифе Кайбулла, не может не вызывать сожаления у каждого благоразумного и справедливого человека».
Данное письмо из Алупки было опубликовано в газете «Терджиман» 110 лет назад – 9 апреля 1904 года. После его прочтения в душе остается горечь: имея выбор, мы с удивляющей постоянностью отдаем предпочтение худшему. И время, и история, и тягостное положение народа нас мало чему учат, по-видимому...
___________
*А.С.Айвазов – прим. И. Керимова.
По материалам книги: Керим И. Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи (1883-1914). – Акъмесджит: Тарпан, 1999.
А.С.Айвазов - гордость крымскотатарского народа, талантище! А вот поди ж ты - выжили свои!.. Не дали работать учителем в школе! Действительно, нет пророка в своем отечестве!
ОтветитьУдалитькакой народ - такая и судьба.
ОтветитьУдалить