Рисунок З.А.Трасиновой |
Асан Сабри Айвазов – писатель, журналист, ученый, преподаватель и общественный деятель. Это был
интеллигентный, энергичный, красивый человек. «Ангел культуры», – называли его
современники.
Айвазов, как и Гаспринский, был уверен, что «русское
господство не приведет мусульман к прогрессу и цивилизации, бессильно вдохнуть
новую жизнь, идеи и стремления в область русско-татарской мертвечины». Поэтому уже с 1928 г . для Айвазова начались тяжелые времена:
клевета, гонения, увольнение с работы. В 1937 г . он был арестован, в 1938 – расстрелян.
Это случилось за несколько дней до его шестидесятилетия. Иного от власти большевиков
ожидать не приходилось. Судите сами.
В 1918
г . профессор Павел Фалев (1888-1922) написал статью, в которой
анализирует трехактную пьесу А.С.Айвазова «Нэдэн бу хале калдык?» Она была издана в Баку в 1907 г . с русским
подзаголовком «Как дошли мы до жизни такой?»
Вот несколько цитат из этой статьи:
Вот несколько цитат из этой статьи:
«Причиной печального настроения, которым охвачены
герои А.С.Айвазова, служит тяжелое положение крымскотатарского населения,
страдающего под тяжестью разного рода притеснений. Герои пьесы говорят, что прежде
все было не так:
◄ Не было несправедливых чиновников, пожирающих
теперь наше имущество и губящих нашу жизнь. Что такое полиция, что такое
урядник, одушевленное ли это существо или бездушная вещь, не знали.
◄ Часть крымского населения занималась земледелием и
садоводством, другая – разведением коз и овец.
◄ Земля, леса, пастбища были общими. Люди не знали,
что это казенные или приписные земли, кто такие граф, князь или барон.
◄ Каждый обрабатывал ту землю, какую хотел, и в то
время, когда хотел.
◄ Каждый свободно брал из лесов дрова и деревья на
постройку. Не было притеснения со стороны мурз.
◄ Не было тогда множества школ,
но их было достаточно для того, чтобы научить вере и любви к родине.
◄ Не было тогда больших домов, но и внутри хижин люди
были счастливы и спокойны. - Всякий тогда жил своим трудом и не зарился на
чужое.
◄ Женщины с мужчинами были равноправны.
◄ Отцы проводили тогда вечера дома, а не в кофейнях.
◄ Распространение русского господства нанесло сильный
удар прежнему укладу жизни крымских татар.
◄ Под видом
цивилизации к нашему народу проникли разные пороки:
ложь, лицемерие, воровство, пьянство.
◄ Татарское дворянство и духовенство изменило своему
народу. Русские обольстили их титулами, чинами да медалями, а бедный народ,
оставшийся без руководителей, сбился с пути.
◄ Простой возврат к прошлому невозможен. Крым соединен с Россией и волей-неволей
должен разделять ее судьбу.
◄ Татары должны вступить в политическую борьбу,
идущую в России. В то же время они должны сохранить свою обособленность от
других населяющих Россию народностей.
◄ Мусульманская культура – истинно гуманная.
◄ Западная цивилизация под видом распространения
культуры грабит «отсталые» племена. Во множестве изобретаются способы к
истреблению людей. Найдут способ в пять минут убить тысячи человек и называют это
«великим открытием».
◄ Господствующая ныне культура ведет человечество к
гибели, лишь ислам – истинный проводник прогресса.
К такому апофеозу мусульманства приходит автор, начавший с жалоб на утрату его народом старого
национального уклада жизни».
Фалев П.А. Из идеологии крымскотатарской
интеллигенции // Голос Крыма. – 1996. – 19 апреля.
«Как дошли мы до жизни такой?» - вопрос, который крымтатары задают сами себе уже триста лет.
ОтветитьУдалить