11.11.2012

Айвазов: «Как дошли мы до жизни такой?»

Рисунок З.А.Трасиновой

Асан Сабри Айвазов – писатель, журналист, ученый, преподаватель и общественный деятель. Это был интеллигентный, энергичный, красивый человек. «Ангел культуры», – называли его современники.
Айвазов, как и Гаспринский, был уверен, что «русское господство не приведет мусульман к прогрессу и цивилизации, бессильно вдохнуть новую жизнь, идеи и стремления в область русско-татарской мертвечины». Поэтому уже с 1928 г. для Айвазова начались тяжелые времена: клевета, гонения, увольнение с работы. В 1937 г. он был арестован, в 1938 – расстрелян. Это случилось за несколько дней до его шестидесятилетия. Иного от власти большевиков ожидать не приходилось. Судите сами.

В 1918 г. профессор Павел Фалев (1888-1922) написал статью, в которой анализирует трехактную пьесу А.С.Айвазова «Нэдэн бу хале калдык?» Она была издана в Баку в 1907 г. с русским подзаголовком «Как дошли мы до жизни такой?»

Вот несколько цитат из этой статьи:

«Причиной печального настроения, которым охвачены герои А.С.Айвазова, служит тяжелое положение крымскотатарского населения, страдающего под тяжестью разного рода притеснений. Герои пьесы говорят, что прежде все было не так:

Не было несправедливых чиновников, пожирающих теперь наше имущество и губящих нашу жизнь. Что такое полиция, что такое урядник, одушевленное ли это существо или бездушная вещь, не знали.

Часть крымского населения занималась земледелием и садоводством, другая – разведением коз и овец.

Земля, леса, пастбища были общими. Люди не знали, что это казенные или приписные земли, кто такие граф, князь или барон.

Каждый обрабатывал ту землю, какую хотел, и в то время, когда хотел.

Каждый свободно брал из лесов дрова и деревья на постройку. Не было притеснения со стороны мурз.

Не было тогда множества школ, но их было достаточно для того, чтобы научить вере и любви к родине.

Не было тогда больших домов, но и внутри хижин люди были счастливы и спокойны. - Всякий тогда жил своим трудом и не зарился на чужое.

 Женщины с мужчинами были равноправны.

Отцы проводили тогда вечера дома, а не в кофейнях.

Распространение русского господства нанесло сильный удар прежнему укладу жизни крымских татар.

  Под видом цивилизации к нашему народу проникли разные пороки: ложь, лицемерие, воровство, пьянство.

Татарское дворянство и духовенство изменило своему народу. Русские обольстили их титулами, чинами да медалями, а бедный народ, оставшийся без руководителей, сбился с пути.

 Как же спасти крымскотатарский народ от такой беды?

Простой возврат к прошлому невозможен. Крым соединен с Россией и волей-неволей должен разделять ее судьбу.

Татары должны вступить в политическую борьбу, идущую в России. В то же время они должны сохранить свою обособленность от других населяющих Россию народностей.

 Мусульманская культура – истинно гуманная.

Западная цивилизация под видом распространения культуры грабит «отсталые» племена. Во множестве изобретаются способы к истреблению людей. Найдут способ в пять минут убить тысячи человек и называют это «великим открытием».

Господствующая ныне культура ведет человечество к гибели, лишь ислам – истинный проводник прогресса.

К такому апофеозу мусульманства приходит автор, начавший с жалоб на утрату его народом старого национального уклада жизни».

Фалев П.А. Из идеологии крымскотатарской интеллигенции // Голос Крыма. – 1996. – 19 апреля.

1 комментарий:

  1. «Как дошли мы до жизни такой?» - вопрос, который крымтатары задают сами себе уже триста лет.

    ОтветитьУдалить