10.11.2012

Бахчисарай-Москва. История одной переписки


Комментарии историков:

Н.М.Карамзин и М.Бережков

В 1474 г. хан Менгли I Герай и князь Иван III подписали договор «о мире и дружбе», в котором хан клятвенно обещал быть с ним «в братской дружбе и любви, против недругов стоять заодно», а великий князь дал слово «слать хану дары ежегодные».

В 1478 г. умер казанский хан Ибрагим, незадолго до смерти тоже заключивший с Иваном III договор о мире. Вдова хана Нур-Султан решила уехать с детьми в Крым. Ей было тогда около тридцати лет.

Государь московский, хитрый и дальновидный политик, «чтобы иметь в руках своих орудие против Казани», уговорил мать оставить у него старшего сына.

Позже Иван III стал просить Нур-Султан прислать в Москву второго сына. Просьба «брата и друга» звучала все настойчивее. Нур-Султан согласилась. Так ее второй сын стал «заложником на всякий случай; он мог послужить орудием против старшего брата, если бы тот перестал слушаться Москвы».

С тех пор жизнь Нур-Султан ханым – постоянная тревога и письма. Главная тема переписки с Иваном III, а после его смерти – с Василием: «…из Москвы желают, чтобы жена хана всегда бы держала их сторону перед мужем; из Крыма желают, чтобы великие князья были благосклонны к детям Нур-Султан».

В 1494 году крымский хан уличил Ивана III в измене: «Друг и брат великое дело; не скоро добудешь его: так я мыслил и жег Литву, громил улусы Ахматовых сыновей, не слушал их предложений, ни Казимировых, ни Александровых: что ж моя награда? Ты стал другом наших злодеев, а меня оставил им в жертву!.. Сказал ли нам хотя единое слово о своем намерении? Не рассудил и подумать с твоим братом!»

Иван III, опасаясь гнева хана, обратился к Нур-Султан ханым, чтобы она замолвила о нем слово перед мужем. Менгли I, действительно, простил Ивана и даже снова дал слово умереть его верным союзником.

В Москву Нур-Султан пишет так: «Ивану, брату моему, много-много поклон! На Бога надеясь и на тебя, послала сына. И брат его молод, и он молод; ты устрой их, и пусть Бог воздаст тебе то, чего мы желаем тебе, а мы с братом твоим, ханом, будем помощниками в делах твоих, сколько сил наших достанет». И чтобы «поклон сух не был», слала ему дорогие подарки, да и себе просила прислать то соболей на шапку, то белок на шубу.

В 1497 г. Иван III возвел на казанский престол Абдыл-Лятифа. Нур-Султан просит Ивана «прощать ошибки молодости» ее сыновей и пригласить ее в Москву, чтобы повидаться с детьми. В ответ – молчание.

В 1502 г. Иван III отправил Абдыл-Лятифа в ссылку. Это вызвало возмущение Менгли I: «Он – дитя наше. Ты просил его добром, и мы добром отпустили его: разве нечем было нам кормить его? Прошу тебя, с честью держи его у себя, дай ему поместье, а не то – отпусти к нам. Теперь ты поучил его за невежество, пора тебе простить его; если же не исполнишь нашего прошения, то тем прекратишь наше братство и дружбу…»

Пишет великому князю и Нур-Султан ханым: «Ты хотел вразумить его и проучить: приятно слышать твои умные речи. Но теперь я прошу тебя простить моего молодого сына… За это будет много молитвы и моления о тебе, брате моем, от сестры твоей». Абдыл-Лятифа вернули в Москву.

После смерти отца Василий III превратил жизнь Абдыл-Лятифа в настоящий кошмар. Только в 1508 г. его снова освободили, но жизнь заложника не стала легче, и в 1512 г. вооруженные крымцы перешли границу московского государства. Им отплатили лишением свободы Абдыл-Лятифа. В дело вмешался даже турецкий султан, но и это ничего не изменило.

Хан Мехмед I, после смерти отца занявший крымский престол, пишет Василию III: «Мати наша уже стара и хочет еще раз посетить святые места, а по нашей вере женщину на хадж сопровождать должен муж, брат или сын. В прошлый раз с ней был брат ее, а теперь ехать не с кем. Отпусти брата нашего Абдыл-Лятифа сопровождать мать в Мекку». Не отпустил.

Мухаммед-Эмин, тяжело больной, обратился к Василию III: «Чувствую смерть свою, разреши брату моему наследовать престол Казанский». И получил согласие, но Абдыл-Лятиф неожиданно скончался. Смерть его окутана тайной.
По материалам книги Юнусова Л.С. Крымские татары: истоки. – Симферополь, 2006.

1 комментарий:

  1. Эдие Рефикова27 октября 2016 г. в 13:17

    Если об этом пишут такие известные историки, как Карамзин и Бережков, наверно так и было... жаль ее... как мать ханша была несчастливой женщиной...

    ОтветитьУдалить