Ш.А.Абдураманова отмечает, что в крымскотатарской литературе довольно часто встречается символический образ водного потока.
Ручей (поток) – жизненный путь человека, на котором люди с разной духовной организацией по-разному преодолевают жизненные проблемы.
Поток в пустыне – люди, мыслящие материальными категориями, которых разум приводит в тупик. Поток, переносимый ветром, – нестандартное интуитивное мышление, выводящее из тупика.
На своем пути поток встречает камни, углубления, холмы, но он преодолевает эти препятствия. Накрыв своим течением камни, перетирает со временем их в песок; заполнив собой трещины и углубления, продолжает свой путь; обогнув холмы и возвышенности, меняет русло и продолжает бежать дальше. Все это – закономерности течения жизни каждого человека.
Но вот на пути потока раскинулась пустыня. Возникает дилемма, разрешаемая по-разному: рационально или интуитивно. Разум подсказывает: нужно продолжать свой бег, чтобы, заполнив пустыню, двигаться дальше. На деле это означает для потока гибель – пустыня поглотит его, превратив в вязкое болото. Интуиция подсказы-вает положиться на волю ветра. Для людей, мыслящих материальными категориями, оба варианта гибельны.
Но формальные представления о пространстве и времени неприменимы к истинной реальности, которая в том, что ветер, подхватив поток, грядой облаков перенесет его через пустыню и опустит далеко от нее. Поток вновь продолжит свой путь. Хотя это будет уже другая местность, другие берега, у него будет даже другое название. Но он сохранит самое главное – свою сущность.
Поясню размышления Шефики Абдурамановой в последнем абзаце: испарившаяся вода представляется нам исчезнувшей (погибшей). На самом же деле вода в виде невидимого пара поднимается к небу, образуя там облака. Облака уносит ветер: поток не исчезает, он продолжает свой путь. Где-то этот поток прольется дождем, отдав земле живительную влагу, и она пробьется новым ручьем, имея другие берега и другое название. Но сущность ручья (потока) не изменится. По сути, такой поток (жизненный путь) – путь самопожертвования и бессмертия. Для людей, мыслящих только материальными категориями, этот вариант невозможен.
По материалам книги «Крымскотатарская символика», 2002. – Составитель Р.Т. Султанбеков.
Бир ирмакъ болуп да, сынджырсам кольге,
ОтветитьУдалитьЯ бир коль болсам да, серильсем чёльге!..
(Бекир Чобан-Заде. ЯНЫКЪ КЪАВАЛ)