Татарская школа - медресе. Крым. 1910 г. Деревня Скеля. Фотограф В.Сокорнов (1867-1947). |
Грамматика языка – это отражение менталитета народа, его культурных, религиозных, экономических, социально-политических взглядов, ибо грамматика формировалась и развивалась на протяжении многовекового опыта нации.
Известный немецкий языковед В. Гумбольдт утверждал, что язык, рожденный народом, в свою очередь оказывает влияние на сущность нации, определяет образ ее мышления.
Ранее речь шла о закономерности взаимовлияния грамматики и мышления народа. Сегодня хочу обратить внимание на факт гендерного равенства в крымскотатарском языке.
В крымскотатарском языке нет и не было категории рода. Это правило сложилось из традиции диалогических отношений тюрок. Особенность отношений Я-ТЫ обходится без указания пола собеседников, о третьем лице крымские татары также говорят безотносительно его гендерной принадлежности.
На Западе, как и в бывшем Советском Союзе, на протяжении последнего столетия не мало было сказано ярких и страстных речей о необходимости уравнять права мужчин и женщин, предпринимались попытки реализовать это право, а воз, как говорится, практически там же. У крымскотатарского народа равенство полов заложено изначально, что зафиксировано в его языке.
Я об этом же писал 7 лет назад: http://turkolog.narod.ru/info/I470.htm
ОтветитьУдалитьНикогда не задумывались, как воспринимается крымскотатарская речь со стороны? Вот интересное наблюдение, которое сделал в 1787 году в татарской кофейне Феодосии австрийский дипломат и писатель, принц Шарль Жозеф де Линь: «Язык благороден, подобно греческому или испанскому. Он не имеет ни свистения, ни грубости, ни протяжности, ни пения, ни неблагородства языков европейских».
ОтветитьУдалить