Г.Х.Паули. Этнографическое описание народов России. Крымские татары. Фрагмент. |
У крымских татар есть старинные поверья, основанные на убежденности в том, что волосы человека – средоточие его жизненной силы.
Помню, наша бабушка Зейнеб строго запрещала детям разбрасывать вычесанные волосы и при этом всегда повторяла: «Разнесет ветер волосы, и у человека голова станет болеть».
Нас пугали и неким страшилищем по имени Ментарай, которое, якобы, приходит по ночам к непослушным детям и своими длинными железными ногтями расчесывает им волосы. (Ментарай – Я расчешу твои волосы).
Нас пугали и неким страшилищем по имени Ментарай, которое, якобы, приходит по ночам к непослушным детям и своими длинными железными ногтями расчесывает им волосы. (Ментарай – Я расчешу твои волосы).
С волосами связывалась возможность осуществления магических ритуалов, старые люди предупреждали молодых: с помощью попавших в руки волос колдун может наслать порчу на их хозяина.
Волосы наделялись и брачной символикой. В любовных песнях народной крымскотатарской лирики влюбленный, описывая красоту избранницы, обычно упоминает и ее волосы (косы, локоны):
Эй, къыз, сачынъ йыландыр, яр,
яр, яр, аман,
Сар бойнума, доландыр, яр, яр, яр, аман... –
Эй, красавица, волосы твои – змеи, ах, любимая, любимая, любимая,
Сар бойнума, доландыр, яр, яр, яр, аман... –
Эй, красавица, волосы твои – змеи, ах, любимая, любимая, любимая,
Обойми ими мою шею, обвяжи, ах, любимая, любимая, любимая.
Или:
Сенинъ сырма сачларынъы орьмеге кельдим,
Аман, орьмеге кельдим. –
Золотоволосая, я пришел заплести тебе косы,
Ах, заплести косы (взять в жены).
В славянской традиции первое заплетение косы означало переход девочки в новую возрастную категорию – «девушка». Девушки носили одну косу, лента в ней означала, что девушка на выданье. Замужние носили две косы или косу, которая кольцом оборачивалась вокруг головы. Распущенные волосы в похоронном обряде – символ скорби.
О том, какой была традиционная прическа крымских татарок, свидетельствуют путешественники и этнографы.
К.Боссоли. Татарская школа для детей. Фрагмент. |
Василий Зуев, путешествовавший по Крымскому полуострову в 1782 году заметил (здесь и далее цитаты приводятся в сокращении): «Женщины плетут две косы, которыя увивают вокруг головы, девушки разплетают волосы на множество кос».
В труде «Крымские татары», опубликованном в течение 1856-1857гг., Густав Радде, описывая крымскотатарских девушек, отмечает: «Стан их высок и строен, бесчисленные косички вьются по плечам. Замужние собирают передние волосы, завертывая их на висках, они придерживаются полотняным покрывалом. Не заплетенная прядь волос висит по спине. Женщины покрывают голову белым полотном. Они обвязывают им накрест голову и искусно прячут концы его; без всяких шпилек убор этот держится крепко во время долгой работы. Один конец полотенца висит на спинe до крестца и полностью покрывает волосы. Каждый раз, выйдя из дому, даже если женщина шла в соседний двор, она поправляет себе голову».
Советский академик Борис Куфтин, описывая южнобережных крымских татар, проживавших в 1923-1924 годах между Байдарами и Судаком, отмечал иное: «Отличием в прическе замужних являлись кудри на висках [локоны] из подстриженных волос. К концам множества заплетенных мелких косичек привешивали амулет от сглаза (сач дува)».
На основании этих свидетельств можно сделать выводы:
● крымскотатарские девочки и девушки заплетали множество косичек;
● замужние женщины обычно носили локоны (зилиф) на висках, а далее прическа варьировалась так: незаплетенная прядь волос на спине, покрытая концом платка; две косы, сложенные кольцом вокруг головы; мелкие косички.
Наблюдатели не называют точного количества косичек, ограничиваясь словом «множество». Вероятно, их число доходило до сорока, ибо сорок – сакральное число у многих народов, в том числе и у крымских татар.
Замужние узбечки тоже срезают локоны. Скорее всего, так обозначали для других свое замужество. Даже если учесть, что женщины-мусульманки в старину ходили в платках, и их никто из мужчин не мог разглядеть. Но только не женщины, которые в общественных местах, например, в бане или на праздниках могли своими глазами рассмотреть молодую, и если что, сосватать за своего сына или родственника. Локоны как бы говорили: женщина замужем.
ОтветитьУдалитьРедко кто занимается изучением своей культуры, своей этнографии. Спасибо Лиле Юнусовой за добросовестно подобранный материал. Хорошо бы продолжить исследование и опубликовать материалы по мужским прическам крымских татар.
ОтветитьУдалитьРусская писательница Олимпиада Шишкина в 1845 году посетила имение князя Адиль-бея Балатукова в Каралезе. Вот как описала Шишкина дочерей князя: "Старшая, лет 16-ти, уже помолвлена, две маленькие – ещё дети: у всех приятные лица. Сверх белых шерстяных платьев были на них парчовые полукафтаны (по-татарски – джеба). У невесты на шее не на одну тысячу было золотых монет, а на голове из золотого глазета шапочка с бахромой, из-под которой кругом висело косичек 50 или более…"
ОтветитьУдалитьКогда Мерьем ана была под деревом в кровоподтёках со спутанными волосами с небес спустилось 19 ангелов и каждый из них сплёл по одной косе.В память об этом крымскотатарские девушки тоже плели по 19 косичек.
ОтветитьУдалитьнизами ибраимов Это интересно..
Удалитьфеномен числа 19 в Коране
Удалить