25.12.2013

Мавзолей Ненкеджан ханым. Ч.2. Караимы

Караимы.
F.Pauli. Les Peuples de la Russie, 1862


На узкой дороге, тянущейся меж горных скал, показался всадник, двигавшийся в направлении от Бахчисарая к Салачику. Палило солнце, и от раскаленных скал веяло жаром. За всадником тянулась его черная тень, но сам он был еще чернее: длинный кафтан из черного сукна, черная шапка. Это был караим [6] Ехуда Бихим.
 
Он не спеша возвращался на своем иноходце из города, когда у Голой скалы послышался топот копыт, затем показались клубы пыли: навстречу мчался всадник. В те времена люди опасались незнакомых, встреченных в пути, и, чтобы избежать несчастья, старались быть готовыми к любой неожиданности. Поэтому, насторожившись, Ехуда Бихим на всякий случай вытащил свой кинжал из ножен.

Когда он увидел всадника, то заметил под его голубым чекменем блестящие латы, украшенную серебряным узором саблю, подскакивающие от бега коня густые кудри, шапку бахчисарайского покроя, которая очень шла джигиту; у него было румяное лицо, под каштановыми усами блестели белые зубы; взгляд его был открытый и мужественный.

Ехуда Бихим узнал во всаднике одного из храбрейших крымских джигитов – Саляхиддина. Не трудно было догадаться, что это человек из знатного сословия: такой конь, украшенное серебром снаряжение и такое оружие могли быть только у беков.

Оба всадника, понимая, что противнику правой рукой нанести удар сподручнее, постарались миновать друг друга на возможно дальнем расстоянии. Однако этот маневр не говорит о том, что татарского воина испугал человек, принадлежащий к кроткому племени караимов. Садяхиддин бек проскакал, даже не глянув на него: юноша был удручен своими мыслями, а с его губ шепотом сорвалось имя той, которая была для него дороже всего в мире: «Ненкеджан!»

И молодой арабий [7], задумчиво глядя на горы цвета голубиного оперения, на ясное небо с облачком на горизонте, тоже прошептал: «Ах, Ненкеджан!» При этом он побледнел, черные густые брови сдвинулись, на лице появилось выражение страдания и муки.

…Поднимаясь все выше по извилистой каменной дороге, Ехуда Бихим достиг подножия голых скал Чуфут-Кале[ 8]. Крепость на вершине этой скалы – плато, окруженное мощными стенами и башнями – избрал своим местом жительства удивительный народ – караимы, подданные крымского хана, сохранившие самоуправление. Они носили одежду крымскотатарского покроя, говорили так же, как крымские татары. Татары-мусульмане их не притесняли, власти ограничивались взиманием налогов, не вмешиваясь в их дела, религию и культуру. Правда, бытовало мнение, что жители Чуфут-Кале – народ немощный, подверженный болезням и раннему облысению.

Караимы были необыкновенно искусными людьми. Других таких мастеров по изготовлению желтого и красного сафьяна трудно было где-либо отыскать; у них были прекрасные, ухоженные фруктовые сады. Народ этот вел оседлый образ жизни. Робкие и кроткие, караимы подвергались грабительским нашествиям орд, воевавших с крымскими ханами, и, чтобы жить спокойно, переселились на труднодоступные вершины Чуфут-Кале и Мангупа,  огородив их башнями и высокими толстыми стенами, залитыми смесью извести и песка. С особым почтением они относились к Чуфут-Кале – земле, на которой жили, а также к лесу на Мейдан-горе и долине Ясафут [9], напоминавшей им пейзажи священного Иерусалима. В долине Ясафут, в тени густо растущих деревьев, рядами расположены могилы их предков.

По караимским преданиям,  их народ поселился на Чуфут-Кале еще две тысячи четыреста с лишним лет назад. Так жили они, словно пленники, тоскующие по далекой земле Палестины и ждущие пришествия Мусы (Моисея), некогда выведшего их народ к благополучию.

Караимы  сами выбирали своих гахамов [10] и старейшин, высокообразованных духовных лиц. Молодой Ехуда Бихим, упомянутый выше, был избран народом как достойнейший из достойных, заслуживший признание и любовь караимов за написанные им книги в области религиозного образования.

Когда Ехуда Бихим, поднявшись по извилистой дороге, остановился у больших ворот крепости, задвигались стражники, заскрипели засовы, и ворота открылись, пропуская путника. Слева, у каменной башни, потемневшей от времени, вооруженный копьем стражник кормил голубей. Целая стая птиц, усевшись на руки, плечи и копье караима, кормилась с его руки.

Арабий ехал узкой улочкой, образованной выдолбленными в камне с двух сторон низкими пещерами – построенными таким образом домами, и воздух оглашался гулким цокотом копыт его лошади.

В открытые двери некоторых домов были видны огонь очага и хлопочущие рядом одетые в платья из узорчатого ситца и покрытые марамой [11] караимки. Мужчины и юноши, встречавшиеся на улицах крепости, были высокого роста, темнолицые, они носили белые или черные тюрбаны и длинные черные бурнусы. Встречные уступали Ехуде Бихиму дорогу и почтительными поклонами выказывали ему уважение. Через некоторое время арабий подъехал к своему дому, стоявшему по левую сторону улицы, рядом с большой кенасой, и, отдав поводья лошади работнику, вошел внутрь. Продолжение здесь.

Примечания:

6. Караимы (караи) – коренной народ Украины, принадлежат к тюркской группе алтайской семьи народов. Караимский (карайский) язык относится к кыпчакской группе, как и близкие ему крымскотатарский, кумыкский, карачаево-балкарский. Караимское вероисповедание – самостоятельная монотеистическая религия, базируется на учении Анана с его верой в Единого Бога, в бессмертие души, в пророков и откровения Моисея, Иисуса Христа и Магомета. Мусульманство и православие покровительствовали караям, почитающим Магомета и Иисуса Христа. Согласно Закону Российской империи «караимы… принадлежат к признанному исповеданию, отличающемуся от вероучения евреев».

Крымские караимы – единственный народ в мире, для которого караимское вероисповедание является национальной религией, унаследованной от своих предков – хазар. За рубежом известны караимы по вере – арабы, греки и представители других национальностей. В Украине, кроме караев, эту веру исповедуют небольшие группы русских и украинцев – потомков казаков из станиц Кавказа и Поволжья. Караи отличаются в религиозном отношении от единоверцев-иноплеменников приверженностью к древней тюркской традиции и сохранением элементов тенгрианства и шаманизма. / По книге: Бабаджан А., Богославская Т., Катык Г., Кропотов В., Полканова А. Караи. История, культура, святыни. – Симферополь, 2000.

7. Арабий – арабский (арабист). Возможно, О.Акчокраклы имел в виду то, что первоучитель веры караимов Анан-ибн-Дауд (Аврахам бен Давид) свой основной труд по философии религии  «Высшая вера» написал на арабском языке.  / По книге: Шапшал С.М. Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов. – Симферополь, 2004.

8. Чуфут-Кале – гора и одноименная крепость на ней в окрестности Бахчисарая. Академик Паллас писал: «Строения города Джуфт-Кале начинаются с самой узкой оконечности утеса, на отвесном обрыве. Весь утес позади города обнесен стеной, и кроме двух ворот в него доступа нет. Улицы города, кривые и узкие, идут по обнаженной скале. Они очень чистые, несмотря на каменный грунт, все вымощены камнем, по сторонам дорожки для пешеходов… Все дома обнесены высокими стенами из камня и глины. Всех домов, скученных друг возле друга, около 800».  / По книге: Лебедева Э.И. Очерки по истории крымских караимов-тюрков. – Симферополь, 2000.

9. Ясафут – широкая балка, протянувшаяся вдоль южного склона плато Чуфут-Кале, по которому идет дорога к южным воротам крепости. Названа по имени Иосафатовой долины в Иерусалиме. В верхней, восточной части  Ясафутовой долины, находятся два средневековых караимских кладбища, каменные надгробия которых с древними караимскими надписями представляют большую историческую и эпиграфическую ценность.  / Источник: Крымская правда. –2003. – 15 февраля.

10. Гахам – духовный и светский глава караимов, избираемый пожизненно.  / По книге: Лебедева Э.И. Пример для потомства. – Симферополь, 2002.

11. Марама – головное женское покрывало.

2 комментария:

  1. Караимы никогда не вели племенного или полуплеменного образа жизни. Образ жизни караимов соответствует образу жизни еврейских диаспорных групп, которые жили в больших городах, занимались торговлей, обменом денег и ремеслами. Коренные народы проживают преимущественно в сельской местности, с которой связан их образ существования. Это, как правило, хлебопашество, скотоводство, садоводство, охота, рыболовство.

    ОтветитьУдалить
  2. Уже через пару десятков лет после отказа от своего еврейского происхождения, караимы стали растворяться в других народностях. К настоящему моменту крымских караимов как религиозной общины не существует, а соответственно 100%-ых караимов давно уже нет. Предав свою кровь, они предали себя и исчезли.

    ОтветитьУдалить