«Мин кюнне му’минатин та’ибатин каиндатин са’ибатин ве абкара» [3], – так произносят ласточки свою молитву.
Мы учили суру «Вельмурсалят», и учительница сказала, что это молитва ласточек. Когда мы учили ее, по слогам, из-под палки и сквозь слезы, ласточки влетали в разбитые окна школы, садились на выступы балок и, глядя на своих птенцов, начинали радостно читать свою молитву: учили своих деток, маленьких, пушистых, учили с любовью, не из-под палки. И мы с ними учили. Когда щебетали эти прекрасные, любимые птицы, мы внимательно прислушивались к ним, слушали всей душой; потом, воодушевленные, продолжали учение. И все быстро научились, все выучили наизусть.
В школу я ходил долго. Все сельские дети ходили в эту мрачную, приникнувшую к земле детскую тюрьму. Выходили из дома затемно, еще до того, как птицы начинали петь свои утренние песни, брали с собой торбу, в ней – заботливо уложенный мамой хлеб со свежим, сбитым на пастбище, маслом или с густой сметаной из снятых сливок. Все это съедалось, когда школьников отпускали на обед.
В школе мы сидели рядами, поджав под себя ноги, на старой протертой кошме, брошенной на холодный каменный пол, в черных курточках и в черных маленьких круглых шапочках – очень похожие на ласточек, рассевшихся на жердях под потолком. Только мы внизу, а ласточки – наверху.
Открытые книги перед нами, но глаза неотрывно глядят вверх: высматриваем и считаем птенцов в прилепленных к потолку гнездах. Скоро они оперятся, станут на крыло и сами начнут вслух читать свои молитвы. «Вот окрепнут у них крылья, – говорили мы, – вылетят они из гнезда и полетят, радуясь простору, будут летать, сколько им захочется.
Свободные, они полетят, поднимаясь все выше и выше – в небо, к облакам, в самую-самую высь!» Мы завидовали им. И мы хотели расти в любви, в радости, мечтали подняться, как и они, высоко-высоко, к самим небесам…
Примечание Ю.Кандыма:
3. Цитата из 66 суры Корана, в которой речь идет о необходимости хранить себя и свои семьи от совершения грехов.
Символика ласточки, читающей молитву, придает ей общечеловеческий, общенравственный смысл, поскольку освящен мифическим персонажем мировых религий — ислама и христианства, в которых эта птица трактуется, как «божья посланница». В кораническом предании о всемирном потопе, голубь и ласточка первыми заметили сушу, оповестив об этом пророка Нуха. (Тимур Пулат)
ОтветитьУдалить