Рассказ «Молитва ласточек» (Къарылгъачлар дувасы) в интернете давно разобрали на цитаты, однако полной его публикации на русском языке не нашла. Поэтому предлагаю его здесь.
Этот автобиографический рассказ Н.Челеджибихана впервые был опубликован в сборнике «Яш татар язылары» в Стамбуле в 1913 году.
Транслитерация арабского алфавита на кириллицу Ю.Кандыма. Перевод Ш.Абдурамановой. Редакция перевода моя. - Л.Ю.
Мне было четырнадцать, и я уже был наездником, который мог укрощать самых диких, необъезженных коней. Коней я очень любил. Сбегал из школы на пастбище, там, увидев любого вороного, гнедого, саврасого, чалого, каурого [1] – двухлетка или трехлетка, – ловил его, набросив аркан, цеплялся в гриву и, надев уздечку, вскакивал на него верхом!
Жеребец, сильный, как лев, и на дыбы вставал, и бросался из стороны в сторону... Он бесился, но увесистая черная тобулга – гайдамацкая плеть – огненной молнией обрушивалась на его голову, сотрясала мозг. Испуганно всхрапывая, повернув голову в сторону широкой бескрайней степи, жеребец мчался, оставляя за собой смятые копытами затерянные в высокой траве одуванчики, тюльпаны, маки. Потом уставал, покрывался испариной; слетавшая с боков белая пена понемногу обсыхала, он потихоньку успокаивался, привыкал, начинал понимать плеть.
Я разговаривал с конями, объясняя им свои желания... даже мысли. Объяснял так легко и понятно, что учительница в школе, хоть и била больно палкой по пальцам, все равно не могла бы так объяснить. Я учил коней ходить аяном, джоргой, джебэ, шлафом [2], учил их скакать. А учительница, кроме как молитве ласточек, так и не смогла нас ничему научить.
Поэтому, с головой, не отягощенной знаниями и думами, я превратился в слоняющегося там и сям, бродящего по вершинам приднепровских холмов, все бьющего и крушащего на своем пути маленького разбойника.
_________________
Примечания Ю.Кандыма:
1 кери, торы, борлы, сынлы, курен – названия мастей не восстановлены, даны условно.
2 аян, джеба, джорга, шлаф – разновидность хода лошадей.
После создания рассказа «Молитва ласточек» (1913 г.) судьба отвела Номану Челебиджихану всего пять лет жизни. Зато какие это были для него годы! Они вместили в себя столько, что иному не хватит и десяти жизней. Поэт, богослов, политик, законодатель, за этот короткий срок приведший народ к давней его мечте — независимой Крымской республике с органами самоуправления — Курултаем и Меджлисом. (Тимур Пулат)
ОтветитьУдалить