20.04.2013

Бильге-каган. Древнетюркские письменные памятники


 

К счастью, не все представители тюркской знати в поисках материальных благ забыли о чести и народе. Их славные имена, высеченные на трехметровой каменной стеле, вопреки времени и пространству, произносятся людьми с почтением и гордостью, слова и дела их продолжают волновать умы и души потомков.

Одиним из таких людей был Бильге-каган, человек, который велел воздвигнуть этот камень на могиле своего брата Кюль-тегина и высечь надпись с «сердечной речью» своей. С чувством любви и боли он говорит о тюрках так:

 

Тогда народ сказал правителям своим:
«Ведь я народом был и многих побеждал,
и царства разрушал, и многих подчинял:
народом прежде был – а кто же я теперь?    
Был у меня каган – а где он, мой каган?
Кому я отдаю все силы, все труды?» –
и, так сказав, народ врагом табгачам стал,
кагану их врагом народ отныне стал.
Но на врагов народ не смог пойти войной,
не смог табгачам он в бою противостать –
и подчинился вновь тому, кто был сильней.
И, подчинясь, сказал: «Я больше не могу
так много сил, трудов да и своих детей
табгачам отдавать – и надо мне себя
искоренить, избыть, свести с лица земли»...

Как видим, у тюрок в цене были не деньги, не золото, не роскошь, а независимость, дух свободной Степи. На духовном, а не на материальном зиждилось их миропонимание:
 
Нам Небеса дают и жизнь, и время жить:
приходит род людской затем, чтоб уходить.

Ради чего человек приходит в этот мир? Какой след он оставит после себя? Бильге-каган сделал свой выбор:

Не на богатство сел, не царство принял я –
Ничтожный и плохой достался мне народ:
Голодный изнутри, снаружи голым был… 

Я повторял всегда: «Пусть имя, слава, честь,
что к тюркам перешли от предков боевых,
не сгинут без следа!» – не спал ночей, а дни
заботам посвящал, сил не щадил своих*.
*Перевод А.Преловского.

Продолжение темы

1 комментарий:

  1. Бильге-кагану (684-734) с Кюль-тегином и Тоньюкуком удалось восстановить могущество каганата, подчинить уйгуров, киданей, карлуков и др., отразить натиск Китая и его союзников; в 721 году с Китаем был заключён мир. В отношении побеждённых проводилась политика умиротворения.

    ОтветитьУдалить