К счастью, не все представители тюркской знати в поисках материальных благ забыли о чести и народе. Их славные имена, высеченные на трехметровой каменной стеле, вопреки времени и пространству, произносятся людьми с почтением и гордостью, слова и дела их продолжают волновать умы и души потомков.
Одиним из таких людей был Бильге-каган, человек,
который велел воздвигнуть этот камень на могиле своего брата Кюль-тегина и высечь
надпись с «сердечной речью» своей. С чувством любви и боли он говорит о тюрках
так:
Тогда народ сказал
правителям своим:
«Ведь я народом был
и многих побеждал,
и царства разрушал,
и многих подчинял:
народом прежде был –
а кто же я теперь?
Был у меня каган – а
где он, мой каган?
Кому я отдаю все
силы, все труды?» –
и, так сказав, народ
врагом табгачам стал,
кагану их врагом
народ отныне стал.
Но на врагов народ
не смог пойти войной,
не смог табгачам он
в бою противостать –
и подчинился вновь
тому, кто был сильней.
И, подчинясь,
сказал: «Я больше не могу
так много сил,
трудов да и своих детей
табгачам отдавать –
и надо мне себя
искоренить, избыть,
свести с лица земли»...
Как видим, у тюрок в цене были не деньги, не
золото, не роскошь, а независимость, дух свободной Степи. На духовном, а не на
материальном зиждилось их миропонимание:
Нам Небеса дают и
жизнь, и время жить:
приходит род людской
затем, чтоб уходить.
Ради чего человек приходит в этот мир? Какой
след он оставит после себя? Бильге-каган сделал свой выбор:
Не на богатство сел,
не царство принял я –
Ничтожный и плохой
достался мне народ:
Голодный изнутри,
снаружи голым был…
Я повторял всегда:
«Пусть имя, слава, честь,
что к тюркам перешли
от предков боевых,
не сгинут без
следа!» – не спал ночей, а дни
заботам посвящал,
сил не щадил своих*.
Бильге-кагану (684-734) с Кюль-тегином и Тоньюкуком удалось восстановить могущество каганата, подчинить уйгуров, киданей, карлуков и др., отразить натиск Китая и его союзников; в 721 году с Китаем был заключён мир. В отношении побеждённых проводилась политика умиротворения.
ОтветитьУдалить