17.04.2013

Причины несчастья людей. Древнетюркские памятники

Сила и могущество Тюркского каганата, по материалам орхонских памятников, заключались в сплоченности военной аристократии, верности и беспрекословном повиновении беков (полководцев и правителей отдельных племен) верховному правителю – кагану:
 
          Все беки, весь народ, правителям верны,
          хранили свой уклад – крепили каганат.

Памятники объясняют и причину несчастья, постигшего государство. В «Малой надписи в честь Кюль-тегина» высказываются упреки в адрес беков:

«Тюркские беки, ведь вы склонны заблуждаться!» и народа: «Тюркский народ, сыт ты или голоден, ты не думаешь о том, будешь ты голоден или сыт. А раз насытившись, не думаешь, что можешь быть голоден. Из-за того, что ты таков, не послушавшись поднявшего тебя кагана, ни речей его, стал бродить ты по разным землям. Там сильно уменьшился и обессилел».

В «Большой надписи в честь Кюль-тегина»* об этом говорится так:

И сыновья взялись не по-отцовски жить –
и управлять не так, и поступать не так.
Все беки, весь народ, не уважая власть,
табгачам предались – посул, обман и лесть
табгачских ловкачей поссорили их всех.
Со старшим младший жил в раздоре и вражде,
со всеми все дрались, друг друга не щадя.
Табгачам удалось так тюрок расслоить,
что стал каган никем, и стал народ ничем:
мужским потомством он табгачам стал рабом,
и женским – о, печаль! – врагам рабыней стал.

У табгачей, славившихся своим богатством: золотом, серебром, зерном и шелком – были «речь сладкая, а драгоценности «мягкие» [т.е. роскошные, изнеживающие]; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они весьма сильно привлекали к себе [людей]. Те же, поселяясь вплотную, затем усваивали себе там дурное мудрование»:

Знать тюркская, предав народ свой и себя,
забыла имена и титулы свои,
но, у табгачей взяв их имена взаймы,
полвека им была как верная слуга.
 
*Перевод А.Преловского
Продолжение темы.

2 комментария:

  1. Нардуган Ибрагим21 июля 2016 г. в 07:58

    Да, великолепно! Табгачские "драгоценности мягкие", это, скорее, все же шелк - в то время денежная единица и средство платежа китайцев тюркам. Известно, что про это много написано в китайских хрониках, начиная со второго века до н.э. Тогда китайцы платили империи хунну - шелком, рисовой водкой, музыкальными инструментами(!) и царевнами для хунских шаньюев.

    ОтветитьУдалить
  2. У Анатолия Преловского прекрасные переводы. Есть ли какой сборник таких переводов? Тут о нём: http://magazines.russ.ru/sib/2007/5/pri13.html видел его в начале 2000-х - скромный и очень интеллигентный человек... был.

    Нариман акъай, достым, говорил тебе или нет, но всю героику и духовную суть тюркской цивилизации поразительно (я уверен, что намеренно) воплотил Микеланджело в своих скрытых смыслах!! Тут о его монголоидной антропологии и, что его прабабка была вывезена генуэзцами в рабство из Крыма, и звали её Зера!! http://artislam.org.ua/tag/ismet-shejx-zade
    и тут как во фреске 1511 года https://www.youtube.com/watch?v=3O8UmMC-Nsc

    ОтветитьУдалить