Сила и могущество Тюркского каганата, по
материалам орхонских памятников, заключались в сплоченности военной
аристократии, верности и беспрекословном повиновении беков (полководцев и
правителей отдельных племен) верховному правителю – кагану:
Все беки, весь
народ, правителям верны,
хранили свой уклад –
крепили каганат.
Памятники объясняют и причину несчастья,
постигшего государство. В «Малой надписи в честь Кюль-тегина» высказываются
упреки в адрес беков:
«Тюркские беки, ведь вы склонны заблуждаться!» и народа: «Тюркский народ, сыт ты или голоден, ты не думаешь о том, будешь ты голоден или сыт. А раз насытившись, не думаешь, что можешь быть голоден. Из-за того, что ты таков, не послушавшись поднявшего тебя кагана, ни речей его, стал бродить ты по разным землям. Там сильно уменьшился и обессилел».
«Тюркские беки, ведь вы склонны заблуждаться!» и народа: «Тюркский народ, сыт ты или голоден, ты не думаешь о том, будешь ты голоден или сыт. А раз насытившись, не думаешь, что можешь быть голоден. Из-за того, что ты таков, не послушавшись поднявшего тебя кагана, ни речей его, стал бродить ты по разным землям. Там сильно уменьшился и обессилел».
В «Большой надписи в честь Кюль-тегина»* об
этом говорится так:
И сыновья взялись не
по-отцовски жить –
и управлять не так,
и поступать не так.
…
Все беки, весь
народ, не уважая власть,
табгачам предались –
посул, обман и лесть
табгачских ловкачей
поссорили их всех.
Со старшим младший
жил в раздоре и вражде,
со всеми все
дрались, друг друга не щадя.
Табгачам удалось так
тюрок расслоить,
что стал каган
никем, и стал народ ничем:
мужским потомством
он табгачам стал рабом,
и женским – о,
печаль! – врагам рабыней стал.
У табгачей, славившихся своим богатством:
золотом, серебром, зерном и шелком – были «речь сладкая, а драгоценности
«мягкие» [т.е. роскошные, изнеживающие]; прельщая сладкой речью и роскошными
драгоценностями, они весьма сильно привлекали к себе [людей]. Те же, поселяясь
вплотную, затем усваивали себе там дурное мудрование»:
Знать тюркская,
предав народ свой и себя,
забыла имена и
титулы свои,
но, у табгачей взяв
их имена взаймы,
полвека им была как
верная слуга.
Да, великолепно! Табгачские "драгоценности мягкие", это, скорее, все же шелк - в то время денежная единица и средство платежа китайцев тюркам. Известно, что про это много написано в китайских хрониках, начиная со второго века до н.э. Тогда китайцы платили империи хунну - шелком, рисовой водкой, музыкальными инструментами(!) и царевнами для хунских шаньюев.
ОтветитьУдалитьУ Анатолия Преловского прекрасные переводы. Есть ли какой сборник таких переводов? Тут о нём: http://magazines.russ.ru/sib/2007/5/pri13.html видел его в начале 2000-х - скромный и очень интеллигентный человек... был.
ОтветитьУдалитьНариман акъай, достым, говорил тебе или нет, но всю героику и духовную суть тюркской цивилизации поразительно (я уверен, что намеренно) воплотил Микеланджело в своих скрытых смыслах!! Тут о его монголоидной антропологии и, что его прабабка была вывезена генуэзцами в рабство из Крыма, и звали её Зера!! http://artislam.org.ua/tag/ismet-shejx-zade
и тут как во фреске 1511 года https://www.youtube.com/watch?v=3O8UmMC-Nsc