20.03.2013

И история, и поэзия. Древнетюркские письменные памятники

Орхоно-енисейские надписи – это, во-первых, история тюрок, во-вторых – богатый этнографический материал. Однако прежде всего они интересны с поэтической точки зрения.

Здесь слово важно само по себе, само является поэтическим действием. Сказанное прежде всего относится к «Большой надписи в честь Кюль-тегина».

Это не просто ханская, невероятных размеров эпитафия, но и неоценимый исторический документ, и образец великой древнетюркской литературы.

Это песнь, пахнущая теплым ковылем и полынью, по´том коней, мчащихся по Великой Степи. В ней – топот копыт, рычанье мечей, свист медных стрел; в ней – исполненные величия и мудрости речи предков нынешних тюрок. Продолжение темы.

2 комментария:

  1. Феридечик Фериде15 октября 2016 г. в 08:26

    Когда вверху возник свод Неба голубой,
    а бурая Земля утверждена внизу,
    меж ними род людской был утвержден и жил...

    ОтветитьУдалить
  2. Первое лирическое стихотворение, написанное на тюркском языке:

    АПРИНЧУР ТИГИН (8-9 век)

    Самая избранная…
    … луноликая…
    Несравненна и любима…
    Люблю тебя, моя душа…
    Думая о страданиях, переживаю,
    Переживая о тебе, вспоминаю и хочу
    быть с тобою одной, чернобровая моя.
    Думая о своей возлюбленной,
    забываю обо всем,
    Вспоминая-думая...
    хочу поцеловать свою любимую
    Хочу я дойти до любимой моей,
    Но, боюсь, не дойду до желанной своей.
    Хочу я войти, любовь моя,
    Но не могу шагнуть,
    моя благоухающая мускусом.
    Пусть светлые боги благословят,
    Пусть будем вместе
    и не расстанемся с любовью,
    Пусть могущественные ангелы
    дадут нам силу
    Седеть, смеясь и радуясь с моею
    черноглазою

    Начало текста утеряно.
    Перевод сделал Р.А.Алимухамедов.

    ОтветитьУдалить