М.П. Чевалков. Древние тюрки (Кезер-Таш). 2002 г. |
«Тексты, открывшиеся Томсену, были различны по возрасту и по содержанию. Какие-то памятники относились к периоду, предшествовавшему Великому переселению народов. Но лучше сохранились надписи более позднего времени.
Их язык и выразительность фраз не оставляют равнодушным: «Обращается ли надменно к своему народу или горько скорбит о смерти брата правитель Бильге-каган, упивается ли своим величием старый хан Тоньюкук, не преминувший указать на своем надгробии, какое несчастье обрушилось бы на народ тюрок, если бы не было на свете его, мудрого Тоньюкука», – все эти высказывания близки нам, потомкам тех людей, ибо они восходят к корням нашего народа».*
Анатолий Преловский отмечает: «Видимо, тогда, в начале VIII века нашей эры, верховному правителю тюрок Бильге-кагану необходимо было не только почтить память любимого младшего брата Кюль-тегина, но высечь на камне летопись своего каганата, а также заветы – как тюркам жить дальше во Вселенной, как общежительствовать с Китаем, как сохраниться в бесконечных битвах и трудах. Несомненно, сам текст надписей рассчитан на то, чтобы его прочли все и каждый, кто случится в отюкентской степи: грамотность, надо полагать, была в древнетюркском обществе весьма распространена».** Продолжение темы.
__________________
*Мурад Аджи. Полынь Половецкого Поля. – Москва: Пик-Контекст, 1994. – C. 151.
**Большая надпись в честь Кюль-тегина (Перевод и предисловие А.Преловского) // Звезда Востока. – 1991. – №6. – С.107.
Грамотность в древнетюркском обществе, действительно, была весьма распространена. Об этом свидетельствует двухстрочная руническая надпись на серебряной чаше, найденной в погребении «золотого человека» в кургане Иссык. А это ни много, ни мало - IV век ДО нашей эры!
ОтветитьУдалить