Боюн къасиде. Мастер Изет Аблаев |
Научный сотрудник Крымскотатарского музея
искусств Зера Ниметуллаева отмечает следующее. Еще в недавнем прошлом распространенным
украшением крымских татарок было боюн къасиде. Это не только изящное нагрудное ювелирное украшение, но и амулетница
в виде соединенных цепочкой треугольного и трубчатого футляров для молитв.
Боюн къасиде обязательно входило в
свадебный набор подарков для невесты. Трубчатая форма связывалась с идеей
плодородия, многочисленного потомства, сочетание ее с треугольником символизировало соединение мужского и женского
начал.
Не менее распространенным было и украшение
для кос – сач кьасиде. Харлампий Афанасьевич Монастырлы так описывает его назначение: «Те, у
которых волосы длинные, для предохранения от завистливого глаза к оконечности
средних косок прикрепляли красиво отделанную ладанку со священною молитвою как
талисман благополучия». Сач къасиде представляли собой прямоугольные
или плоские треугольные коробочки с филигранным или черненым узором, которые
подвешивались с помощью цепочки и крепились металлизированными плетеными нитями
к волосам.
Крымские татары верили, что волосы заключают
в себе часть жизненной силы человека. Считалось, что колдун, завладев волосом,
может наслать болезнь и даже смерть, поэтому вычесанные волосы закапывали или
сжигали. Бытовало и такое поверье: если женщину
долгое время мучают головные боли, это значит, что из ее волос птицы свили
гнездо, и пока волосы не разложатся, болезнь не пройдет.
Выбирая украшение-амулетницу, помните:
желательно, чтобы у нее были небольшие подвески, бубенчики.
Согласно крымскотатарским поверьям, их звук отпугивает нечистую силу.
По материалам словаря «Крымскотатарская символика»,
2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.
Три точки, расположенные треугольником, являются символом змеи - тотема тюрков. Это три глаза змеи. Два из них обычные, а третий, расположенный в середине, - магический. Этот третий глаз позволяет змее видеть события, происходящие во всех трех мирах.
ОтветитьУдалить