Дувалыкъ. Мастер Изет Аблаев |
С древнейших времен до настоящего времени крымские татары верят в то, что краткие коранические тексты, выписанные для конкретного человека, охраняют его, спасая душу от демонов и защищая тело от болезней и ран. Молитвы вкладываются в футлярчик из металла, шелка или бархата – дувалыкъ, который обычно носится на груди или прикрепляется к головному убору.
Раньше молитвы писались не только на бумаге,
но и на дощечках. Например, если женщина не имела детей, то молитва, помогающая
ей избавиться от этого недуга, писалась на деревянной пластине из
карагача. На кизиловых и ореховых дощечках писались молитвы, излечивающие
нервные и психические расстройства человека, помутнение рассудка, депрессию.
Иногда наши предки в дувалыкъ вместе со
священными текстами клали шерсть или когти животного. Они верили, что часть
силы этого животного может перейти к тому, кто носит такой талисман. Сильнейшими амулетами считались овечья и волчья шерсть, которые вместе с молитвами
оберегали человека от всех несчастий, болезней, сглаза.
Научный сотрудник Крымскотатарского музея
искусств Зера Ниметуллаева отмечает: «К пряжке поясов, к серьгам, амулетницам
всегда прикреплялись небольшие подвески разных форм. Обычай привешивать
шумящие бубенчики связан с поверьем, что их звук отпугивает нечистую силу.
Причем, количество подвесок и поясных звеньев всегда ограничивалось нечетным
числом».
По материалам словаря «Крымскотатарская символика», 2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.
Къушакъ, дувалыкъ, зулюфчик, къасиде, сач-къасиде, назар-боюнджакъ - магия крымскотатарских ювелирных украшений... блистательное прошлое…
ОтветитьУдалить