12.01.2013

Дувалыкъ – магия изящества

Дувалыкъ. Мастер Изет Аблаев

С древнейших времен до настоящего времени крымские татары верят в то, что краткие коранические тексты, выписанные для конкретного человека, охраняют его, спасая душу от демонов и защищая тело от болезней и ран. Молитвы вкладываются в футлярчик из металла, шелка или бархата – дувалыкъ, который обычно носится на груди или прикрепляется к головному убору.

Магической силой наделялась и его форма: треугольная, четырехугольная, трубчатая.

Раньше молитвы писались не только на бумаге, но и на дощечках. Например, если женщина не имела детей, то молитва, помогающая ей избавиться от этого недуга, писалась на деревянной пластине из карагача. На кизиловых и ореховых дощечках писались молитвы, излечивающие нервные и психические расстройства человека, помутнение рассудка, депрессию.

Иногда наши предки в дувалыкъ вместе со священными текстами клали шерсть или когти животного. Они верили, что часть силы этого животного может перейти к тому, кто носит такой талисман. Сильнейшими амулетами считались овечья и волчья шерсть, которые вместе с молитвами оберегали человека от всех несчастий, болезней, сглаза.

Научный сотрудник Крымскотатарского музея искусств Зера Ниметуллаева отмечает: «К пряжке поясов, к серьгам, амулетницам всегда прикреплялись небольшие подвески разных форм. Обычай привешивать шумящие бубенчики связан с поверьем, что их звук отпугивает нечистую силу. Причем, количе­ство подвесок и поясных звеньев всегда ограничивалось нечетным числом».

По материалам словаря «Крымскотатарская символика», 2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.

1 комментарий:

  1. Къушакъ, дувалыкъ, зулюфчик, къасиде, сач-къасиде, назар-боюнджакъ - магия крымскотатарских ювелирных украшений... блистательное прошлое…

    ОтветитьУдалить