09.05.2012

Крымское ханство: соседи

У крымских татар есть пословица: «Выбирай соседа, а не дом». Государство не может выбирать себе соседей, они даны ему судьбой: приходится приспосабливаться к ним. Крымскому ханству «достались» в соседи казаки.

Вот что пишет о казаках академик Василий Ключевский в III томе «Курса русской истории». 

«Лекция ХLV. Погоня за походным заработком, проще за грабежом и добычей, усиливалась по мере накопления казаковавшего люда к концу 16 века. Набеги на соседние страны назывались тогда на Украйне «казацким хлебом». Ни до чего другого, кроме добычи, казакам не было дела.

Лекция ХLVI. На соседние страны, на Крым, Турцию, Молдавию, даже Москву казаки привыкли смотреть как на предмет добычи, как на «казацкий хлеб». Этот взгляд они стали переносить и на свое государство, когда начало водворяться панское и шляхетское землевладение со своим крепостным правом. Тогда они увидели в своем государстве врага еще злее Крыма или Турции и с конца 16 в. начали накидываться на него с удвоенной яростью.

Так малороссийское казачество осталось без отечества и, значит, без веры. Мысль, что он православный, была для казака смутным воспоминанием, ни на что не пригодной в казачьей жизни. Во время войн они обращались с русскими и их храмами нисколько не лучше, чем с татарами, и хуже, чем татары. Едва ли был другой класс, стоявший на более низком уровне нравственного и гражданского развития.

В своей Украйне при крайне тугом мышлении казачество еще не привыкло видеть отечество. Этому мешал и чрезвычайно сбродный состав казачества. Что могло объединять этот сброд? На шее у него сидел пан, а на боку висела сабля: бить и грабить пана и торговать саблей – в этих двух интересах замкнулась вся социальная наука, какую преподавала Сечь, казацкая академия.

Свои боевые услуги казаки предлагали за надлежащее вознаграждение и императору германскому против турок, и своему польскому правительству против Москвы и Крыма, и Москве и Крыму против своего польского правительства. И вот этой продажной сабле без бога и отечества обстоятельства навязали религиозно-национальное знамя, судили высокую роль стать оплотом западнорусского православия».

Участник Крымских и Азовских походов А. Лызлов в 1776 году с гордостью писал: «И того ради спящих их [крымских татар] россиане и литва даезжают, такожде донския и запорожския казаки неосторожно спящих их яко мух давят».

Да, мирной с такими соседями жизнь в Крымском ханстве быть не могла. Но важно и то, что добрососедство вообще не было выгодно третьей стороне, действующей по принципу «разделяй и властвуй».

Поэтому так трагично сложились судьбы Петра Иваненко (Петрика), заключившего договор с Крымом в 1692 году, Орлика, Мазепы и других казаков, кого заботила не только добыча, но и благополучие Отчизны. Поэтому так трагично в конце концов сложилась и судьба Крымского ханства. 

3 комментария:

  1. Хасан Халкечев18 февраля 2016 г. в 12:48

    Очень точно выразился про них господин Стрелков, ранее возглавлявший "Донецкую Республику", один анархист про других анархистов: "Казаки традиционно бежали. Им нельзя погибать. Они нужны для новых "великих" дел. Казачьему роду - нет переводу".

    ОтветитьУдалить
  2. Улан Маматазизов7 ноября 2016 г. в 09:09

    Казак -"кайсак", "качак", т.е. оторванные от своего стержня тюркские кочевые племена.

    ОтветитьУдалить
  3. Кыпчакское - Къачак (Беглый). Скорее всего, корни этого слова уходят в глубокую старину - времена Хунну и первых тюркских каганатов. В то время приговоры совершившим проступки тюркам выносились дважды в году - на курултаях весной и осенью, а сами правонарушители не брались под охрану. Так вот, сбежавших от наказания правонарушителей, скорее всего, и называли Качак (Казак), то есть Беглый.

    ОтветитьУдалить