Детство. Художник В.Г. Рогачев |
В тюркской мифологии коню принадлежит особое место, объясняющееся его ролью
в образе жизни древних тюрок. Из всех животных предпочтение у них
отдавалось коню.
Как пишет Мурад
Аджи, тюрки насчитывают сорок мастей коня. Для них нет чище существа на Земле, чем
конь, нет величественнее. Он целиком вошел в плоть и кровь тюрок и отплатил им
взаимностью – вывел в степь, открыл просторы.
Тюрок первым
понял, что, оседлав коня, он лучше увидит мир. Поэтому оседлать
коня есть первое священное желание тюрка. Мурад Аджи отмечает, что «конный
образ жизни изменил даже «гардероб» народа: тюрки придумали одежду для
всадников: шаровары, сапоги, башлык, кафтан – вплоть до каблука к сапогу».
Конь – символ
достижения желаемого.
В
мифопоэтических представлениях тюрок конь иногда символизирует мерное движение
Солнца или само Солнце, кобылица – источник жизни.
По некоторым
данным исследователей, конь символизирует Тенгри.
Тюркское
представление о женском божестве на коне сказалось в греческих преданиях об амазонках.
По материалам книги «Крымскотатарская символика»,
2002. – Составитель Р.Т. Султанбеков.
Судя по тому, какую роль играет конь (лошадь) в мифологии древних тюрков, можно подумать, что Бог создал человека одновременно с конем. Или даже единым существом - кентавром, который впоследствии разделился на двух отдельных существ.
ОтветитьУдалить