«А паровоз все мчится сквозь ночную мглу, мчится, отфыркиваясь огнем,
катятся за ним, не останавливаясь, вагоны, летят к заветной цели».
Паровоз
– символ, рожденный советским строем. Без-душная махина из металла символизировала движение Советского Союза к коммунизму. Помните, была в годы социализма такая
популярно-обязательная песня:
Наш паровоз, вперед лети!
В Коммуне – остановка.
Иного нет у нас пути...
Здесь впору вспомнить А.Платонова, автора потрясающего романа «Чевенгур», в котором он пишет о подлости тех, кто «выдумал будущее, чтобы воспользоваться настоящим,
– стронул всех с места, а сам остался сзади, на обжитой, нагретой оседлости». Да уж, социализм обещал всему народу рай в коммунистическом будущем и
тем самым создал для кучки людей возможность наслаждаться жизнью в настоящем.
В своем рассказе Дж.Гафар
задает немой вопрос: как социализм изменил жизнь крымских татар? Заметно, что в
их лексиконе появились новые слова. Правда,
они еще с трудом приспосабливаются произносить чуждые их языку сочетания
звуков. Отсюда камасар (вместо комиссар), кинига, испукулянт, пролетар, советский выласт, серьезна,
очьрет и др. Вместе
с новыми словами в жизнь крымских татар входят и новые отношения. Эта адаптация
тоже не проходит гладко.
Для
одних многое, что происходит в стране после социалистической революции, все еще
остается чуждым, неприемлемым. «Какие у нас кулаки? Мы крымскотатарский народ»,
– говорит один из персонажей рассказа. За
этими словами – невысказанное, но подразумеваемое знание истории и уважение к национальным традициям,
напоминание о присущем менталитету крымскотатарского народа демократизме и
совсем ином, чем у России, историческом пути развития.
Известно, что до аннексии в Крыму не было крепостного права, крестьяне не были зависимы от
феодалов экономически. Так, историк С.М.Соловьев отмечал, что в былые
годы «на что хан и ближние люди приговорят, а черные юртовые люди не захотят, и
то дело никакими мерами сделано не будет». Крымские
ханы во внешней и внутренней политике руководствовались интересами народа. Они не обогащались, сев на трон, и в государстве не было резкого
социального неравенства, резкого контраста между нищетой и богатством.
Народ смотрел на власть имущих как на своих покровителей, а не паразитов. В
древней истории крымских татар не было и понятия о восстаниях против своих
правителей, так как они не превращались в поработителей и эксплуататоров своего
же народа. Люди
считали, что в государстве, где не надо кривить душой, где их не унижают, где
их не обворовывают, они живут достойной жизнью. Поэтому каждый на своей
иерархической ступени выполнял работу, данную ему Всевышним.
Но крымские татары уже попали в «общий вагон»: «Мчится поезд, заглушая
стуком колес переживания и обиды эдвардов, «мадам с портфелями», хатипов,
абсеттаров, мануфактурщиков соломонов. Мчится без остановок, ускоряя бег,
– мчится, мчится, мчится...» И остановить его уже нельзя. Нравится – не нравится, но вынужден ехать
со всеми, подчиняясь общему для всех движению. А соскочить на ходу – опасно для
жизни. Не многие на такое решатся. Поэтому
Дж.Гафар вышел на пути и... попытался остановить поезд.
Пек меракълы, Лиля-ханум. Сав болыныз!
ОтветитьУдалитьСав болынъыз, Лиля-хани, пост достойный внимания и осмысления молодого и старшего поколения крымских татар и не только!..
ОтветитьУдалитьКак-то была на ТВ передача об одной незаурядной личности - женщине-профессоре из Кении, возглавившей протестное движение против коррумпированного кенийского руководства. Свои лекции среди совершенно неграмотных соотечественников она начинала с примера соотечественников по ошибке севших не в тот автобус и только по прошествии какого-то времени это обнаруживших. Она задавала им один и тот же вопрос: "Что надо сделать этим людям?" и приветствовала тех, не многих, ответивших: "Надо выйти из этого автобуса и пересесть на другой..." Она пережила судебные преследования и ряд покушений.
ОтветитьУдалить