30.03.2012

Дж. Гафар: Где счастье для всех?

Штурм Зимнего дворца. Художник П.П.Соколов-Скаля
Что написал в рассказе «В пути» Джафер Гафар такого, за что поплатился жизнью?

Все произведение – повествование молодого крымского татарина, ожидающего поезда, а потом едущего в нем. Он описывает то, что видит, в разговоры не вмешивается, своего суждения не высказывает. Просто описывает констатирует увиденное и услышанное.

Портреты людей – представителей различных сословий, эпизоды, диалоги, из которых состоит рассказ, рассыпались бы на ничего не значащие фрагменты, как бисер с оборванной нитки, если бы их не объединяла фигура рассказчика. 

Неоднородность героев – это неоднородность периода 20-30-х годов ХХ века, начавшегося в эпоху военного коммунизма и завершившегося нэпом.

Первое, что бросается в глаза во время чтения рассказа, – частота использования крымскими татарами слов, заимствованных из русской речи: элемент, растрата, партшкола, комсомолка, завхоз, кулак, буржуй, зам.зам., зам.пом.зав. – приметы новой жизни.

А какова она, эта новая жизнь? Разговор о ней Джафер Гафар начинает с описания «людей с портфелями» – работников советских учреждений, или «совработников», как называли их в те годы. Рассказчик не дает им никаких характеристик. От себя – ни слова. Поведение, жесты, отдельные фразы и даже недомолвки совработников – вот их характеристика. А выводы сделает читатель: один из совработников – ловелас, другой – хапуга, далее – растратчик, взяточник, дурак и т.д. и т.п. Их занимают лишь личные удовольствия и обогащение.

А что в поезде и в отдельно взятом вагоне? Здесь вместе едут хапуги, у которых есть «все и сразу», и те, кто из-за таких вынужден тесниться и жить на грани нищеты; «политически ущемленные» и лишенные гражданских прав. Казалось бы, в поезде происходят пустяковые сценки, обсуждаются личные проблемы людей. Но постепенно складывается впечатление, что данный конкретный поезд – миниатюрная модель СССР.

Действительно, уже пятнадцать лет в отдельно взятой стране народ живет при социализме. Что изменилось? Дж.Гафар не высказывает своего мнения, но не думать над тем, что он написал, невозможно. Когда-то ради справедливости и счастья для всех брали штурмом Зимний дворец. Спустя полтора десятка лет, чтобы достичь заветной станции, штурмуют вагоны поезда, «расталкивая всех, будь то женщины или дети», врываются в него, кто как может.

Да и жизнь людей, судя по едущим в поезде, не стала лучше. Ради чего совершалась Октябрьская революция, ради чего лилась человеческая кровь в гражданскую войну? Где обещанное всеобщее счастье? Советский строй никакой «эволюции не родил»?

О том, что об этом написал «В пути» Дж.Гафар, хотелось бы поговорить отдельно. Продолжение здесь.

1 комментарий:

  1. Алиме Усейнова24 октября 2016 г. в 15:51

    После восторгов и надежд на светлое будущее «пришло понимание и того, что «переустройство жизни, о котором мечтали долгие годы, стало принимать не те формы, что вынашивались. Постреволюционная обстановка пошла по пути резкого изменения сразу всех сторон общественного бытия, рушились и уничтожались «все связи жизни» (Ш.Э.Юнусов, к.ф.н.)

    ОтветитьУдалить