Штурм Зимнего |
Все произведение –
повествование молодого крымского татарина, ожидающего поезда, а потом едущего в нем. Он описывает то,
что видит, в разговоры не вмешивается, своего суждения не высказывает. Просто описывает констатирует увиденное и услышанное.
Портреты людей – представителей различных
сословий, эпизоды, диалоги, из которых состоит рассказ, рассыпались бы на
ничего не значащие фрагменты, как бисер с оборванной нитки, если бы их не
объединяла фигура рассказчика.
Неоднородность героев – это неоднородность периода 20-30-х годов ХХ века, начавшегося в эпоху военного коммунизма и завершившегося нэпом.
Неоднородность героев – это неоднородность периода 20-30-х годов ХХ века, начавшегося в эпоху военного коммунизма и завершившегося нэпом.
Первое, что бросается в
глаза во время чтения рассказа, – частота использования крымскими татарами
слов, заимствованных из русской речи: элемент,
растрата, партшкола, комсомолка, завхоз, кулак, буржуй, зам.зам.,
зам.пом.зав. – приметы новой жизни.
А какова она, эта новая
жизнь? Разговор о ней
Джафер Гафар начинает с описания «людей с портфелями» – работников советских
учреждений, или «совработников», как называли их в те годы. Рассказчик не дает им
никаких характеристик. От себя – ни слова. Поведение, жесты, отдельные фразы и
даже недомолвки совработников – вот их характеристика. А выводы сделает читатель:
один из совработников – ловелас, другой – хапуга, далее – растратчик, взяточник, дурак и т.д. и т.п. Их занимают лишь личные удовольствия и
обогащение.
А что в поезде и в
отдельно взятом вагоне? Здесь вместе едут
хапуги, у которых есть «все и сразу», и те, кто из-за таких вынужден тесниться
и жить на грани нищеты; «политически ущемленные» и лишенные гражданских
прав. Казалось бы, в поезде происходят пустяковые сценки, обсуждаются личные проблемы
людей. Но постепенно складывается впечатление, что данный
конкретный поезд – миниатюрная модель СССР.
Действительно, уже
пятнадцать лет в отдельно взятой стране народ живет при социализме. Что
изменилось? Дж.Гафар не высказывает своего мнения, но не думать над тем,
что он написал, невозможно. Когда-то ради
справедливости и счастья для всех
брали штурмом Зимний дворец. Спустя полтора десятка лет, чтобы достичь заветной
станции, штурмуют вагоны поезда, «расталкивая всех, будь то женщины или дети»,
врываются в него, кто как может.
Да и жизнь людей, судя
по едущим в поезде, не стала лучше. Ради чего совершалась Октябрьская
революция, ради чего лилась человеческая кровь в гражданскую войну? Где обещанное всеобщее
счастье? Советский строй никакой «эволюции не родил»?
О том, что об этом
написал «В пути» Дж.Гафар, хотелось бы поговорить отдельно. Продолжение здесь.
После восторгов и надежд на светлое будущее «пришло понимание и того, что «переустройство жизни, о котором мечтали долгие годы, стало принимать не те формы, что вынашивались. Постреволюционная обстановка пошла по пути резкого изменения сразу всех сторон общественного бытия, рушились и уничтожались «все связи жизни» (Ш.Э.Юнусов, к.ф.н.)
ОтветитьУдалить