Они были прекрасными мореплавателями и хорошими торговцами. Крыму нужны были такие люди. Киммерийцы предоставили им для жительства свои города, которые были расположены в удобных бухтах: Киммерик и Парфмею Киммерийскую.
Территория этих городов и составляла, в основном, Боспорское царство в Крыму. Вторая часть государства находилась за проливом Боспор Киммерийский и занимала земли Таманского полуострова.
Греки переименовали Парфмею в Пантикапей (Керчь). Пантикапей быстро разбогател и приобрел такую силу, что стал столицей всего Боспорского царства. Площадь столицы, как отмечает крымский ученый В.Н.Даниленко, вряд ли превышала 4 гектара, население города – 1-1,5 тысячи человек. Само Боспорское царство на территории Крыма занимало «ничтожный по пространству участок земли».
Боспор платил Крымскому Юрту дань и свободно занимался торговлей. Его купцы вывозили из Крыма хлеб, скот, рыбу, кожи и золото, которое в большом количестве доставлялось им с Алтая и Урала; занимались работорговлей. В обмен из Средиземноморья ввозили вина, оливковое масло, ткани, предметы искусства. Возможно, поэтому так своеобразно искусство Крыма: в нем переплелись черты античной художественной культуры с культурой местного населения.
Боспорские купцы были очень богатыми. Это привлекло внимание Понтийского царя Митридата VI Евпатора. Но боспорцы находились под защитой Крымского Юрта, и он не решался на открытые военные действия. Однако, как утверждают некоторые историки, после смерти 80-летнего Скилура его страна не смогла противостоять военной мощи Митридата, и он все-таки обязал Боспорское царство платить ему дань.
Война, которую Митридат долгие годы вел против Рима, требовала все больших средств, и размеры дани росли. Боспорцы возмутились. Тогда Митридат силой подчинил их себе. Но Риму он в конце концов проиграл.
После поражения Митридат бежал в Крым – в Пантикапей, надеясь здесь собрать новые легионы. Но, как повествует В.Х.Кондараки, бежавшего царя предал старший сын. Разъяренный Митридат убил и его, и второго сына. Младший сын решил арестовать отца.
Митридат заперся в Пантикапейском акрополе и отбивался до последнего. Потеряв надежду на спасение, он принял яд. Яд не подействовал. Тогда Митридат приказал слуге убить его кинжалом.
Сын отправил тело отца в Рим, чтобы подчеркнуть свою преданность римлянам и чтобы те удостоверились в смерти бывшего царя. Однако Юлий Цезарь, враг Митридата, сына-отцеубийцу на троне не утвердил.
Это было в 63 году до нашей эры. Боспорское царство стало римской колонией, в IV веке оно было сокрушено гуннами и вошло в состав Дешт-и-Кипчака.
А.М.Меметов, И.А.Меметов: «Название города Пантикапа (Пантикапей) этимологизируется на тюркской основе, а не на иранской, как об этом писали в предыдущих исследованиях. Сложное слово Пантикапа состоит из двух частей: «древнегреческого Понт > Пант «море» и тюркское капы > капа «дверь», «ворота». Следовательно, топоним Пантикапа создан по законам тюркского (скифского) словообразования и обозначает «дверь или ворота в море». Это название соответствует его географическому расположению между Меотийским (Азовским) и Черным морями».
ОтветитьУдалить"Греки" в Крыму были очень неоднородны. Первая волна приехала вообще не из Эллады, а из Милета, где эллины были сами перемешаны с малолазийскими народами. Скорее, можно говорить об "эллинизированных, чем об эллинах. А потом еще были беженцы из Византии, которые тоже сами себя назвали "румеи" и греками не считали.
ОтветитьУдалитьВ те времена понятие национальности было весьма туманным, точнее, отсутствовало полностью. Какие "греки" и какие "эллины"?! Только названия племен!
УдалитьДж.Челебиев цитирует доктора исторических наук А.Н.Зографа (1889-1942): "Греческие торговые фактории устраивались только с согласия местных властей и платили определенную сумму за аренду земли. Местное население было заинтересовано в торговой деятельности факторий. Иногда скифы сами приглашали греков основать новые точки для сбыта своей и приобретения иноземной продукции, но всегда на арендных условиях.
ОтветитьУдалитьФактории постепенно застраивались, расширялись, укреплялись оборонительными сооружениями. Некоторые из них, уверовав в свою силу и неуязвимость, прекращали платить за аренду. Тогда следовал погром греческих факторий-городов. По этническому составу эти города не бывали "чисто" греческими. Фактории почти всегда устраивались на освоенных местах. В некоторых из них аборигенное население преобладало. (А.Н.Зограф. Античные монеты. – М.-Л.: Изд-во АН СССР // МИА, 1951)".