Карло Боссоли (1815-1884). Чуфут-Кале. Из архива Н.Ибраимова. |
Осман Акчокраклы. «Мавзолей Ненкенджан ханым». Небольшое
по объему, это произведение автор называл рассказом. Но, вопреки жанровым
нормам, хочется назвать его поэмой. Язык произведения прост, точен и в то же
время очень поэтичен.
Итак, краткое содержание.
В Ханском дворце грустит прекрасная Ненкенджан
ханым – дочь Тохтамыша. Ничто не радует ее: ни богатство, ни наряды и
драгоценности, ни красота сада и пение птиц, ни золотые рыбки в бассейне. Дочь хана попала в «плен любви», и пленил ее батыр
по имени Саляхиддин бек. Но ее отцу, великому хану Золотой Орды, батыр почему-то не понравился. Он не дал
своего согласия на их свадьбу.
Гира, молодая красивая еврейка, служанка Ненкеджан
ханым, уговаривает госпожу бежать с Саляхиддин беком. Не раздумывая долго,
Ненкеджан ханым согласилась. Тогда красавица Гира, поцеловав госпожу, вышла из
покоев принцессы, и лицо ее исказила злая улыбка, в больших темных глазах
вспыхнула откровенная ненависть. Дело в том, что не только Саляхиддин бек, не замечая
мира вокруг, как зачарованный, повторял: «Ненкеджан! Ах, Ненкеджан!»
С той же страстью, но тщательно скрываемой, это
имя слетало с губ молодого, но уже уважаемого в Чуфут-Кале караима Ехуды
Бихима. Его долгие молитвы, его Тора, не могли помочь ему не думать о Ненкеджан
ханым – свежий ветерок с моря нес в распахнутые окна дома ее имя: Ненкеджан!
Где-то вдали вздрогнут струны саза, и молодому караиму вновь слышится:
«Ненкеджан!»
А Гира любила Ехуду Бихима. Теперь, уговорив
Ненкеджан бежать с Саляхиддин беком, Гира могла надеяться и на свое счастье с
Ехудой.
Вот наступила, наконец, та ночь, когда Саляхиддин
бек, усадив рядом с собой на коня свою ненаглядную Ненкеджан, поскакал прочь.
Только затих топот коня, Гира, приготовившая свой узелок, тоже спешно покинула
ханский дворец. Одновременно с ее уходом, будто по команде, вдруг всполошился
весь дворец: забегала стража, заплакали-запричитали женщины в гареме, дворец и
сад осветились факелами.
Легко, словно ветер, летит, несется конь
Саляхиддин бека. Батыр нежно прижимает к себе испуганно-счастливую Ненкеджан:
«Не бойся, душа моя! К рассвету мы будем далеко отсюда!» А вот и сорок
всадников, которые, выйдя из леса, ожидают Саляхиддин бека с его избранницей,
чтобы сопровождать и охранять их. Увы, их планам не суждено было сбыться:
быстра и многочисленна конница Тохтамыша, посланная вдогонку.
Когда беглецам стало ясно, что им не уйти от
воинов хана, Саляхиддин бек приказал: «Скачем в Чуфут-Кале!» В крепости его
воины заняли оборону.
Войско Тохтамыша окружило Чуфут-Кале, осада
продолжалась долго. Уже десять воинов Саляхиддин бека погибли, он сам был
ранен, но взбешенный Тохтамыш все еще не мог взять крепость.
Ехуда Бихим чувствует свою вину за то, что пустил
Саляхиддин бека и его спутников в крепость, подставив под удар разъяренного
хана мирное население Чуфут-Кале. В крепости с каждым днем все больше крови,
смерти, а рядом с Ненкеджан – соперник.
Однажды, дав отчаянию овладеть собой, сжав руками
голову, Ехуда прибежал на родовое кладбище. Но и там он не нашел успокоения,
наоборот, услышал сверху таинственный осуждающий голос: «Горе, горе тебе,
перевертыш!.. За что святыню свою отдаете на поругание чужеземцам?! Скоро от
нее камня на камне не останется... Женщины, дети попадут в плен... Ах, до чего
дожили сыны Израиля! Слышишь плач? Рвите на себе одежду, посыпайте головы
пеплом, плачьте... Не лежать вашим грязным костям на родовом кладбище…»
Испугался Ехуда Бихим: не хочет он быть виновником
гибели своих собратьев, не хочет, чтобы их кровь на него и его потомков легла
страшным проклятием. Пришел он ночью к Гире, пошептался с ней, и пошли они,
крадучись, к городским воротам. Ехуда отодвинул тяжелый засов и, толкнув
крылья ворот, открыл их настежь.
Гира вышла за ворота, оглядела сверху бесчисленное
количество огней – костры воинов Тохтамыша, молча покачала головой и шагнула в
ночь. Темнота тут же поглотила ее... Больше Гиру никто не видел.
Монголы вошли в Чуфут-Кале. Груды изрубленных,
изуродованных тел загромоздили улицы города. Пали и все сорок соратников
Саляхиддин бека. Ненкенджан погибла, сбросившись со скалы. Раненый
Саляхиддин бек попал в руки врагов и был казнен. Ехуда Бихим исчез бесследно. Сбылось пророчество:
на родовом кладбище караимов нет могилы Ехуды Бихима.
Но стоит и поныне в Чуфут-Кале над могилой
Ненкеджан ханым построенный по приказу хана Тохтамыша большой мавзолей.
Олекса Гайворонский отмечает, что сказаний про "Ненкеджан" (Джанике) в Крыму существовало немало. Она выступает в них то жертвой запретной любви и отцовского гнева, то спасительницей народа, которая во время изнурительной осады ценой собственной жизни раздобыла для защитников крепости воду… Акчокраклы написал о Джанике-ханым красочную фантастическую повесть, творчески переработав в ней старинные крымские легенды об этой женщине.
ОтветитьУдалить