С.Харахады-Касич приводит воспоминания
крымскотатарских стариков:
- на общественные мероприятия и праздники
одежду алого цвета надевали засватанные девушки, невесты;
- темно-красного, бордового, как и других насыщенных цветов, – женщины зрелого возраста;
- темно-красного, бордового, как и других насыщенных цветов, – женщины зрелого возраста;
- «свободные», т.е. еще не засватанные девушки обычно надевали платья
зеленого, желтого, голубого цвета.
Зеленый цвет – символ молодости, весны,
жизни, посвящения. В одежде девушки – символ свободы.
В старину пели: «Ешиль кийсенъ – сёз олур» –
«Наденешь зеленое – о тебе будут говорить». Это значит, что девушка в зеленом платье
не засватана, и о ней много говорят, подыскивая подходящего жениха.
Сравним с другими строчками мане:
Ешиль кийме, танырлар,
Сени ёлджы санырлар.
Достымдан чокь душманым,
Сени менден алырлар.
|
Не надевай зеленое – тобой заинтересуются,
Тебя посчитают достаточно взрослой,
У меня соперников больше, чем друзей,
Тебя отнимут (отобьют) у меня.
|
Парень просит любимую не надевать платье
зеленого цвета, чтобы к ней не сватались другие.
Желтый – цвет солнца, золота, он
символизирует духовную и физическую чистоту, богатство, благополучие. Поэтому
праздничные наряды крымских татар вышивались золотыми нитками, украшались
золотыми (желтыми) монетами, тесьмой желтого цвета.
Белый – цвет траура, горя, грусти, разлуки.
В белом саване хоронят покойника, в белых
платках и такъие (тюбетейка) ходят на поминки.
В качестве подтверждения обратимся к мане:
Беяз кольмек киерсинъ,
Нечюн мазлум юрерсинъ?
Ёкьса бир ал олдымы,
Оны менден гизлерсинъ.
***
Беяз кольмекли ярем,
Коксю садефли ярем.
Менсиз насыл яшайсынъ,
Мермер юрекли ярем?
|
Носишь белые одежды,
Почему ты такой грустный?
Случилось ли несчастье,
Что от меня скрываешь?
Милая в белом одеянии
С перламутровыми пуговицами.
Как ты без меня живешь,
Милая с мраморным сердцем?
|
С чувствами грусти, разлуки, тоски и горя в
народе ассоциировалась и белая льняная одежда:
Кетен кольмек кенарсыз,
Достлар, мени анъарсыз.
Юрегимде атеш бар,
Къачынъыз, достлар, янарсыз.
***
Кетен кольмек – эни тар,
Мени къыйып гиден яр.
Сен мени ич къыймаз эдинъ,
Сагьа огют берген бар.
|
Одеяние изо льна без каймы,
Друзья, вы вспомните меня.
В сердце у меня огонь,
Бегите прочь, друзья, а то сгорите.
Льняной рубашки рукав узок,
Ты не пожалел меня, ушел.
Ты бы меня никогда не бросил,
Но кто-то тебя наставлял.
|
По материалам книги «Крымскотатарская символика», 2002.– Составитель Р.Т. Султанбеков.
ОБРЯД МЕРТВЕЦА НА РУСИ.
ОтветитьУдалитьЭтот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. БЕЛОЕ ОДЕЯНИЕ, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”. Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь (www.pure-t.ru/?p=21398)
Да, все правильно расписано. Фиолетового только нет. Есть один момент, который я до сих пор не могу объяснить. Это фиолетовый цвет. Вообще, этот цвет по символике цвета считается запредельным, космическим, заупокойным, это цвет мертвого мира. Он же и в световом спектре (радуге) находится крайним. Почему у нас встречается фиолетовый, и не только сейчас, но и раньше?
ОтветитьУдалитьЯ анализирую костюмы, доступные по периоду 19-20 вв. А к тому времени Крым был на распутье Шелкового пути, и уже, наверное, "цивилизовался", поэтому особенно не очень был разборчив в выборе цвета. Правда, полностью фиолетового платья я не видел, но комбинации охристого и фиолетового встречал, может, это были "эксклюзивы"? У киргизов и узбеков траурные чапаны изумрудного и фиолетового цвета видел.
Идрис Шах писал: голубой цвет в суфизме - цвет траура.
ОтветитьУдалитьНу, если душа "отлетает в небо" после смерти, то Идрис Шах где-то прав.
ОтветитьУдалитьСимволика цвета костюма у татар
ОтветитьУдалитьКроме многообразия линий орнамента и создаваемых ими узоров, большую информацию несло в себе не только сочетание цветов на этих узорах, но и цвет самого фона, на котором они создавались. Прежде всего это связано с цветом деталей костюма, который никогда не был случайным, а часто говорил и о вероисповедании его владельца, и о его семейном положении, и о возрастной и социальной принадлежности, и о связи с определенными обрядовыми ситуациями, и о ступени, занимаемой в религиозной иерархии.
Причем символика цвета связывала не только этно-генетически родственные народы, но и перенималась с веяниями новой культуры (например, влияние Византии на культуру Османской империи). Особенно явно эта граница цвета разделяет кочевые и земледельческие народы. И прежде всего это касается головных уборов и обуви - наиболее консервативной части костюма. Чаще всего это можно видеть на примере женского костюма.
Различия в восприятии значения цвета у этносов, принадлежащих к культуре кочевников или земледельцев, в Крыму можно проследить на примере сравнения его использования в костюме ногайцев и степняков с костюмом горноприбрежной группы татар.
При этом любопытно провести аналогии с его восприятием в культуре народов, близких и к той, и к другой группе. Так, например, ногайцы и степняки имели очень много общего в этой области со ставропольскими "трухменами" и с кочевыми народами Северного Кавказа и Средней Азии. Так, Н.Ф. Дубровин (Дубровин, 1871, 280-281) писал в 1860-е годы, что у ногайцев очень большую роль в костюме играл красный цвет, в старину говоривший о родовитости, а позднее и о состоятельности его владельца. Постепенно отношение к этому цвету стало более демократичным, и в XIX веке его использовали уже часто просто как выделяющий праздничные ситуации.
Такую же трансформацию в отношении к красному цвету, но уже у народов адыгской группы отмечает и Л.В. Самарина (Самарина, 1996, 220). Женщины носили красного цвета рубаху, такого же цвета туфли, пояс и платье-бешмет. У девушек красное навершие имели шапочки. Мужчины носили красные сапоги, а на спинке у ворота верхней одежды - нашивку-оберег красного цвета. В основном одежду красного цвета носила молодежь. То же и у "трухмен", наголовные покрывала-"дастары" которых бывали обычно малинового или красного цвета (Володин, 1908, 38-39).
С.Ш. Гаджиева пишет (Гаджиева, 1976, 128), что у ногайцев Северного Кавказа молодые женщины в старину носили платья-рубахи красного и малинового цветов, реже оранжевого (невольные аналогии с цветом платьев-рубах в костюме таджичек. - Л.Р.) Такого же цвета были и шальвары.
***
Позднее красный цвет был заменен на белый. Верхняя одежда молодых девушек тоже была красного цвета, но с годами цвета менялись (Гаджиева, 1976, 140). Сначала на синий, а затем, как и у туркмен и других народов Средней Азии (Сухарева, 1982, 87), - на желтый, а у совсем старых - на белый.
В культуре многих народов красный цвет символизировал жизнь, плодородие, защиту, власть и богатство. У монгол он был символом покоряющей власти (Жуковская, 1988, 166), а у византийцев просто символом власти (Каждан, 1968, 165). Постепенно из подчеркивающего высокое происхождение носившего его владельца красный цвет превратился в символ радости и молодости и уже присутствовал в одежде как праздничный, принадлежащий в основном молодежи. Для определенных деталей одежды - в основном это курточки и фески, красный цвет был распространен и у горно-прибрежных татар.
***
ОтветитьУдалитьБелый цвет у многих кочевых народов был символом траура. А в одежде пожилых женщин белый цвет говорил о выходе их из продуцирующего возраста и, таким образом, символизировал их очищение. Так, например, у ставропольских трухмен белые дастары носили женщины любого возраста во время траура, а пожилые носили их всегда (Володин, 1908, 38-39).
Е.Н. Студенецкая, описывая костюм народов Северного Кавказа, отмечает, что белый цвет был характерен здесь для погребальной одежды, так как являлся символом чистоты (Студенецкая, 1989, 216).
А Л.В. Самарина замечает, что как символ чистоты белый цвет был традиционен и для девичьих платков и шалей у тех же народов (Самарина, 1996, 219, 220). У монгол белый цвет означал покой, просветление и траур (Жуковская, 1988, 166). А в культуре Византии он символизировал спасение (Каждан, 1968, 165).
Татарки любого возраста из горно-прибрежной группы носили наголовные покрывала не красного цвета, как это было принято у молодых степнячек, а белого, принятого у народов, входивших в Османскую империю (Racinet, 1995, 119; Брун, Тильке, 1996, 379, 389).
***
Кроме белого цвета, в среде кочевников в качестве траурного выступал и черный цвет. Так, у тех же трухмен мужчины во время траура по близким родственникам носили головные уборы черного цвета, а если это были дальние родственники, то черный заменялся зеленым или синим цветом. По словам Р.Г. Мукминовой, в XVI веке в Бухаре и Самарканде мужчины в знак траура повязывали голову синим тюрбаном и надевали синего цвета халаты (Мукминова, 1979, 76).
Вообще известно, что у многих народов, в том числе и входивших в состав Османской империи, постепенно синий цвет заменялся на черный (Чепурина, 1935, 103; Нерваль, 1986, 23). В Византии черный цвет символизировал гибель (Каждан, 1968, 165), и, очевидно, с этим связана устойчивая христианская традиция воспринимать его как цвет траура.
***
Поскольку зеленый цвет у мусульман считался знаком особого отличия, то известно, что на многих землях, завоеванных турками, христианам запрещалось носить одежду (особенно головные уборы) зеленого цвета. В Византии же зеленый цвет означал смирение (Там же, 166). На Тибете зеленый цвет выражает божественную мудрость (Жуковская, 1988, 157), а в буддизме означает - "видящий то, что обладает смыслом" (Там же, 166).
***
Желтый цвет у монгол был символом благочестия и милосердия (Там же, 166). В Византии желтые сапожки символизировали путь, ведущий к божеству (Каждан, 1968, 165), а в Турции, по впечатлению Ж. де Нерваля, были знаком социального превосходства (Нерваль, 1986, 356). У народов Северного Кавказа (адыгской группы) желтого цвета обувь говорила о дворянском происхождении ее владельца (Самарина, 1996, 220). В Крыму их носили и мужчины, и женщины - это был самый распространенный цвет обуви у крымских татар. Интересно замечание Ж. де Нерваля, что в Турции в середине XIX века вероисповедание каждого прохожего на улице можно было определить по цвету обуви: турки носили обувь желтого цвета, армяне - красного, греки - синего, а евреи - черного (Нерваль, 1986, 356).
***
Как итог вышеизложенного можно сделать вывод, что часто одни и те же цвета у народов с различными этническими корнями, культурными и историческими традициями несли в себе очень близкую символику. А самая значительная разница в восприятии цвета проявилась у народов, принадлежавших или к кочевой, или к земледельческой культуре. Правда, постепенно эти различия стирались, что было связано с изменением образа жизни (в основном у кочевых народов).
Менее явно разница в отношении к цвету прослеживается на основе деления по конфессиональной принадлежности.
https://www.facebook.com/nomadsgreatsteppe/photos/a.342195752571721.1073741830.341796912611605/382789598512336/?type=1&theater
Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств.
ОтветитьУдалитьВторой основной цвет — желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости.
Третий основной цвет — красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе — это положительный символ: Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.Зеленый — главный цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира — зеленое, что находит отражение в современной флаговой и геральдической символике.
Духовенство как прежде, так и сейчас носили белое одеяние,п редставители отдельных течений облачались в черное, но таких в Крыму раньше практически не было. Зеленый же - цвет знамени ислама.
ОтветитьУдалитьДа,зеленый - цвет знамени ислама! и этнический маркер крымскотатарских мужских головных уборов!
ОтветитьУдалитьУточнение - Ульвие ханум. В прежние времена зеленая шапочка под сарыкъом обозначала ,что человек совершил хадж.Говорю вам как правнук Аджи Муслима и Аджи Али которые еще в царские времена совершили хадж. Шимди исе эр мола бильгенини япа, къыскъасы Къотур мырзалар заманы.
УдалитьМое уточнение - на Ваше уточнение))) Важно уточнить/уточнять хронологические рамки, локусы, социальные группы и т.д. Я базируюсь лишь на истор. документах, которые еще перепроверяю)). Так, согласно Палласу, например, священники и старики носили под зеленого цвета шапкой красную нижнюю шапочку.
УдалитьСагъолун, Сервер агъа, за информацию, запишу полевой материал) Сейчас не вспомню автора, кто писал, что сарыкъ у аджи, который был в хадже один раз - был белый, а кто дважды совершил хадж, получал право носить зеленый
УдалитьОлена Соболева в своём исследовании крымскотатарской свадьбы считает, что белый цвет это цвет перехода из одного главного состояния в жизни к другому. 1 Рождение. ребенка, которого заворачивают в белую ткань 2. Смерть, когда омытое тело покойника заворачивают в белую ткань. 3 Свадьба. Переход из состояния девушки в состояние замужней женщины - продолжательницы рода. Ее под белым покрывалом сопровождали в дом жениха. Платье невесты никогда белым не могло быть.
ОтветитьУдалить