Культуры древних племен, сыгравших свою роль в этногенезе крымскотатарской нации, оказали влияние и на формирование национальной одежды и обуви. Наиболее яркий след оставили скифы.
Скифская золотая пектораль; датируемые IV в. до нашей эры электровая ваза из кургана Куль-Оба, серебряная ваза из Чертомлыкского кургана и другие археологические материалы являются ценнейшими документами, позволяющими увидеть облик скифов, их одежду, вооружение, а также то, что чрезвычайно актуально для предмета нашего обсуждения – обувь.
Известно, что скифы носили широкие мягкие кожаные сапоги без каблуков, перехваченные на щиколотках ремешками; штаны надевали поверх сапог или заправляли внутрь.
![]() |
Электровая ваза со сценами из скифской жизни. Куль-Оба. IV век до н. э. Эрмитаж. Фрагмент. |
Аналогичная обувь, практически не изменившись, сохранялась у крымских татар еще в XIX в. Так, немецкий художник Вильгельм Кизеветтер, с 1845 по 1847 год живший в Крыму, на одной из своих картин скрупулезно изобразил мягкие кожаные полусапожки без каблуков, в которые обут подросток.
![]() |
А.В.Кизеветтер. Татарский школьник в Крыму. 1845-47 гг. |
В обуви крымскотатарских женщин «скифский стиль» сохранялся еще дольше – практически до 40-х годов ХХ века. Сравним женскую скифскую обувь, хранящуюся в Эрмитаже, и женскую крымскотатарскую обувь из Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника (БИКАМЗ).
Голенища кожаных сапожек скифской женщины, обнаруженных во втором Пазырыкском кургане (конец IV – начало III века до н.э.) украшены вышивкой из золотой и серебряной фольги, а кожаная подошва декорирована кристаллами пирита. Специалисты полагают, что скифы сидели на полу с ногами, сложенными «калачиком», подошву сапог было хорошо видно, поэтому ее тоже украшали. Возможно, эстетическая сторона имела и практическую цель: такая подошва в стремени держалась прочнее, не соскальзывала.
Сапожки крымских татарок по масштабному соотношению, характеру их орнаментации, используемым мотивам (тюльпан, листовидные, «запятые», интегральные спирали, пальметта, розетка и др.) обнаруживают поразительное сходство с сапожками из Пазырыкских курганов и вплоть до середины ХХ в. сохраняли этот древнейший пласт культуры в национальном орнаменте.
Такая обувь называлась в Крыму мест, от крымскотатарского слова «мешин» – «выделанная кожа», «баранья кожа»; варианты написания: мес, махсы, местесы, мешт. Известный российский языковед Василий Иванович Абаев (1900-2001), составитель «Словаря скифских слов», утверждал, что этот термин восходит к скифскому слову «овца». Значит, слово «мест» появилось в крымскотатарском языке давно, на заре формирования нации, вместе с проникновением в культуру самого предмета.
Мест – тонкие сафьяновые сапожки с мягкой подошвой без каблука, носили их мужчины и женщины. Женские сапожки изготавливались из окрашенной в яркий цвет кожи и обычно, по традиции, украшались вышивкой – ишлеме мест, иногда аппликацией. Пожилые люди носили мест черного цвета.
Поэтому скифская обувь – это не просто обувь, это часть национальной памяти и культуры крымских татар.
В Узбекистане до сих пор носят мес, махсы, местесы, мешт, без каблуков. Правда до одевают современные Галоши.
ОтветитьУдалитьОтличный удар камнем и не маленьким псевдо историкам и Иранистам, которые утверждают, что Кимерийцы, Скифы и Сарматы были Персоязычными или Ираноязычными народами.
ОтветитьУдалитьВопрос: тогда почему в средние Века Крымцы или Золотая орда не перешли на язык Ислама, т.е. на Арабский язык? А ведь, древние Крымцы были религиозными людьми.
Сагьул за статью. Эти доказательство можно тыкать всем любителям чужой Истории.