24.05.2016

Врангель об автономии крымских татар

«Мусульманский народ [Крыма] потерял прежнюю славу, преданность, верность, скромность. Он ныне ничего, никого не признает, никому не подчиняется. Современная мусульманская молодежь не признает власть, не признает традиции свои, не признает религию и не идет по стопам своих славных предков. Они требуют какую-то культурно-национальную автономию.

Кто желает автономию, тот должен сегодня идти на фронт и воевать с большевиками, нечистыми; сначала победа над врагом, а потом поговорим об автономии. Вот, господа мусульмане, дайте нам побольше солдат, принудите ваших сыновей явиться в наши доблестные ряды. Мусульмане хорошие воины. Только нужно их подтолкнуть».

Цитата (в сокращении) из речи генерала П.Н.Врангеля (1878-1928) на «Всекрымском мусульманском съезде», переданная словами А.С.Айвазова.

Литература: Последняя рукопись Сабри Айвазова. Дело партии «Милли Фирка» / Составители А.В.Валякин, Р.И.Хаяли. – Симферополь: Доля, 2009. – С. 83-84.

6 комментариев:

  1. Полная цитата: «Господа представители мусульманской религии и дворянства! Мусульманский народ утратил прежнюю свою славу, преданность, верность, скромность. Он ныне ничего, никого не признает, никому не подчиняется. В этом главным образом виноваты Вы, г[оспода], представители Ислама и Вы, г[оспода], представители дворянства!.. Духовенство не сумело воспитывать молодежь, а дворянство избаловало крестьян. Современная мусульманская молодежь не признает власть, не признает традиции свои, не признает религию, не признает дворянства и не идет по стопам своих славных предков... Они требуют какую-то культурно-национальную автономию. Вот у меня имеются «Основные законы» Курултая, молодежь требует, чтобы я официально признал их Конституцию и т[ак] пр[одолжая].

    Кто желает автономию, тот должен сегодня идти на фронт и воевать с большевиками, нечистыми, сначала победа над врагом, а потом поговорим об автономии. Вот, господа мусульмане, дайте нам побольше солдат, принудите ваших сыновей явиться в наши доблестные ряды. Мусульмане хорошие воины. Только нужно их подтолкнуть».

    ОтветитьУдалить
  2. Зекирья Халит25 мая 2016 г. в 00:00

    Традиция использовать для ведения боевых действий подразделения, набираемые из представителей туземного населения колоний, была присуща практически всем европейским державам, имевшим заморские территории. И сейчас некоторые господа пытаются использовать крымских татар, призывая для войны в своих интересах, обещая мнимые выгоды для нашего народа.

    ОтветитьУдалить
  3. Сергей Недохлебов26 мая 2016 г. в 04:27

    Ну вот, поддержали бы тогда Врангеля, и был бы крымскотатарско-белогвардейский Остров Крым, как у Василия Аксёнова. И никакой депортации...

    ОтветитьУдалить
  4. Врангель был обречен. У Крыма и крымских татар был исторический шанс восстановить Крымское ханство после Крымской войны, но беи, мурзы и мусульманское духовенство отклонили это предложение победивших в войне Великобритании, Франции и Турции.

    ОтветитьУдалить
  5. Шефика Абдураманова15 июня 2016 г. в 08:39

    Еще один желающий загрести жар руками крымских татар во имя "великой и неделимой". Когда дело коснулось его самого, он с более чем 100 000 армией на 150 боевых кораблях "драпанул" в Турцию, потом Алжир, Болгария, Франция... угробив русскую армию, продав по демпинговой цене Черноморский флот. А его славные генералы Краснов, Шкуро по прошествии лет служили на стороне Вермахта. Вот цена его урапатриотичной трескотни.

    ОтветитьУдалить
  6. Aydin Eshref-oglu Shemi-zade15 июня 2016 г. в 08:47

    22-го марта 1920-го года Военный Совет Вооруженных Сил Юга России предложил Деникину уйти с поста главнокомандующего, уступив этот пост Врангелю. 3-го апреля 1920-го года Врангель принимает армию под свою ответственность.

    Врангель начал с укрепления своей как военной, так и гражданской власти. Он добивается титула Главнокомандующего Русской армией и Правителя Юга России. Контрразведка продолжает зверствовать и при новом правителе, военно-полевые суды действуют с прежней жестокостью, приговаривая к смертной казни.

    Положение на фронтах не улучшалось, и Врангель решил укрепить свое положение в тылу, пытаясь преодолеть хаос. А хаос дошел до того, что белые офицеры, все эти «благородные корнеты и поручики», сколачивали банды и грабили население (Пассманник Д. С. «Революционные годы в Крыму». Крымский архив, 1999 г., № 4, с. 83).

    Для наведения порядка в Крыму Врангель решил привлечь татар - самую организованную часть населения, и новая власть постановила проводить более мягкую политику в национальном вопросе.

    Но при этом Врангель не собирался возрождать такие демократические структуры, как Курултай и Директория, новой власти нужны были послушные татары, согласные идти служить в Добровольческую армию. 16 мая в Симферополе открылся созванный по приказу Врангеля «съезд представителей татарского населения Крыма». Миллифирковцы этот «генеральский съезд» игнорировали, явились только 20 человек помещиков-мурзаков.

    После этого военно-полевой суд белых под руководством палача генерала Кутепова начал действовать: вешали противников военных властей на телеграфных столбах. При облавах белые пускали в ход нагайки и шомпола. Но и эти меры тоже ни к чему не привели, татары солдат не давали (Айвазов).

    Тогда Врангель попытался привлечь Милли Фирка на свою сторону обманом. Через указания губернаторских чиновников был организован второй «мусульманский съезд». Но из миллифирковцев опять же никто на этот съезд не пришел.

    Вот что пишет Асан-Сабри Айвазов, которого заставили явиться на этот съезд:
    «Когда я понял, что 99 % состава съезда – мурзаки, духовенство и бывшие чиновники при магометанском духовном правлении, то обратился к председателю съезда Врангелю и спросил: «Генерал! Где я нахожусь? Что это за совещание, или это съезд?».

    Врангель: «Вы находитесь в доме губернатора, на Всекрымском мусульманском, а по-вашему татарском съезде. Съезд ждет Вашего веского слова как представителя татарского народа. Мы на Вас возлагаем большую надежду».

    Я ещё раз огляделся и иронически сказал: «Да, это Всекрымский мусульманский съезд!».

    Ничтоже сумняшеся Врангель цинично заявил на съезде: «Господа мусульмане, дайте нам побольше солдат, принудите ваших сыновей явиться в наши доблестные ряды. Мусульмане – хорошие воины. Только нужно им это втолковать».

    Айвазов пишет: «Я, выслушав до конца речь Врангеля, с места сказал: «Мне здесь нечего делать. Я приехал на татарский съезд, а не на съезд дворянства и духовенства мусульман. Генерал совершенно игнорирует татарский народ, по-видимому, он признаёт только мурзаков и мулл. Если так, пусть они дополняют ряды генерала».

    Вскочил с места бывший губернский чиновник Плаксин. «Я должен раз и навсегда заявить Айвазову и его единомышленникам, - кричал он, - что татары, как нация не существуют, потому что в России живут не тюрко-татарские национальности, а мусульмане».

    Это тот самый статский советник Плаксин, которого решили поставить директором Музея в Бахчисарае на место Усеина Боданинского!

    Давайте мы сегодня восславим Асана Сабри Айвазова за его мужественное поведение!

    ОтветитьУдалить