Рисунок из коллекции Н.Ибраимова. |
Всякая истина, что частная польза должна уступить общему благу, никогда не имела применения к татарскому народонаселению в Крыму. [По отношению к крымским татарам происходят] тут притеснения, насилие, самоуправство, отказ в должной справедливости и защите, жадность и невнимание начальства, которому вверена вся их жизнь, и высокомерный деспотизм в связи с каким-то тупоумным религиозным презрением.
Вот каков удел тех, которых правительство желало видеть счастливыми и жизнь которых по весьма естественным причинам, кроющимся в зараженных недрах нашей всеобъемлющей и всеискажающей бюрократии, в пределах Крымского полуострова превратилась в почти невыносимый илотизм [неволя].
На чем же основываются теперь обвинения, негодование, подозрение и клеветы, которыми осыпали в последнее время татар Крымского полуострова? Каким законом необходимости или заслуженной кары оправдать притеснения и вопиющие несправедливости, которым они подвергались?
Каким образом узаконить тайные пути, которыми следовали, чтоб переполнить меру оскорбления, а главное, на каких рациональных началах политической экономии или административной логики основать старания, чтоб подстрекнуть татар покинуть полуостров?
Трудно показать в двух или трех словах, каким образом все это произошло. Тут дело идет о татарах, как и всех поклонниках ислама, верующих в догмат фатализма, следовательно, о народе, довольно нравственно направленном и способном многое переносить, а поэтому можно себе представить, какую сумму обид он претерпел и сколько нужно было побудительных горьких причин, чтоб поднять его, наконец, на ноги и заставить бежать из родного края. И действительно, причин так много, что рука затрудняется в их выборе…
В Крыму нет почти предмета, на котором не лежало бы печати насилия и своекорыстного желания извлечь для себя пользу. Причиняется ли через это величайший вред татарам или нарушаются ли этим их права, какое до того дело! Была бы прибыль местному начальству, а остальное не заслуживает никакого внимания.
[Нигде] не обнаруживается в такой безобразной наготе насилие, своеволие и бесчеловечная жестокость как в повинностях, отбываемых татарским народонаселением в Крыму. Неопределенность и беспорядки, господствующие в этой части, превосходят всякое вероятие. Владельцы, чиновники управления государственных имуществ, местные сельские власти, земская полиция, все от малого и большего бичуют наперерыв бедное мусульманское народонаселение этого края и довели его до отчаяния. И вслед за этим распространился слух, будто бы правительство намерено очистить Крым от вредного и бесполезного народонаселения татар и выселить их.
Если в отношении бедственного положения Таврического полуострова в настоящую минуту нельзя уже иметь малейшего сомнения, то касательно возможности исправить зло или врачевания ран, нанесенных этой стране, существует еще менее надежды.
Для возвращения благосостояния краю, потрясенному до основания, нужно время и ряд хорошо обдуманных удачных средств. Для этого недостаточно какой-нибудь наудачу взятой административной меры. Нет! Лечение должно быть радикальное, сообразное действительной степени болезни, а не ограничиваться кое-какими министерскими распоряжениями, не всегда удачными, в особенности, когда дело приводится в исполнение людьми, иногда не вполне понимающими намерений правительства.
Кто не знает еще, что вред наносится скоро, а польза растет медленно, что разрушить легко, а воссоздать мудрено, и что поэтому нельзя предвидеть в скором времени действительного улучшения в положении Крымского полуострова.
Для того, чтобы удержать Крымский полуостров на краю бездны и не допустить его до окончательной погибели, необходимо сделать немаловажные пожертвования и относительно старого оставшегося на месте народонаселения. Это единственный способ для правительства, чтобы достигнуть желаемой цели возрождения погибающего края. Определить, какого рода должны быть эти пожертвования и в каких размерах они должны быть произведены, зависит уже от благоусмотрения правительства. А потому затруднение состоит не столько в выборе, сколько в надлежащем применении.
Все эти меры входят в круг действий правительства, в настоящую минуту вполне уже ознакомившегося с бедственным положением страны, чтоб возродить из пепла этот некогда процветавший край*.
Генерал-лейтенант Григорий Павлович Левицкий, 1882 год.
_______________
Литература
Левицкий Г. Переселение татар из Крыма в Турцию. // Забвению не подлежит… (Из истории крымскотатарской государственности и Крыма). Сост. Н.Ибадуллаев. – Казань, 1992. – С. 118-161.
Дежавю... Как будто сегодня написано.
ОтветитьУдалить