Гаспринский задавлен консервативным муллой и директором русской школы. Карикатура. 1908. |
Продолжение отрывка*
...Я, Асан Кара, автор сего повествования, специально хочу сделать здесь небольшое отступление, чтобы объяснить моим почтенным читателям, кем он, Исмаил Гаспринский, был для народа, какую он сыграл роль для народа Востока в конце прошлого и начале нынешнего века.
Я не государственный чиновник и не политик, а посему не беру на себя смелость давать оценку политической и общественной деятельности Исмаила эфенди. Я просто пишу о нем как о человеке, делавшем все возможное и даже невозможное, для того чтобы народ, сыном которого он являлся, стал одним из народов самой высокой культуры.
Вчера унтер-офицер Сеит-Нафе Чаланов напомнил мне о том, что минуло уже два года, как умер Исмаил Гасприн-ский. Советую просмотреть газеты, выходившие на русском языке и на языках народов Востока, Азии, Европы, чтобы узнать, кем был для них Гаспринский! Прочитать хотя бы статью доктора Наримана Нариманова «Арена экзамена» [3] или стихотворение Садриддина Айни [4], посвященное памяти Гаспринского. Пройдут годы, многие годы, и кто знает, может, как это часто бывает, найдутся люди, которые станут отрицать то бесценное, что было сделано при жизни этим человеком. Что я могу сказать?
Лишь предупредить: личность Гаспринского нельзя изучать в отрыве от того государственного строя, при котором он жил и работал. Это обязательно надо принимать во внимание.
Как говорится, написанное пером не вырубишь и топором. Приведу мысли, которые Исмаил Гаспринский ясно и четко выразил в одной из первых своих статей, написанных им на русском языке. Он писал: «...Русский человек наиболее легко сходится и наилучше уживается с различными народностями, привлекая их своей простотой, отзывчивостью и врожденной человечностью, свойственной русскому характеру. Этим объясняется, что мусульмане не чувствуют себя чужими на Руси и не чуждаются общения и сближения с русскими людьми.
Если мы находим, что обрусение тюрко-татар России невозможно и, следовательно, единение подобным путем недостижимо, то что остается? Остается возможность нравственного единения и сближения на почве социального равенства и образования. Обрусение мусульман может произойти путем подъема их культурного уровня и образованности, поэтому совершенно необходимо признание за татарским языком прав гражданства.
Существование «Терджимана», который я издаю уже пятый год, доказывает, что общественное сознание для этого достаточно подготовлено, газета получила уже права гражданства. И газета моя в смысле количества подписчиков прогрессирует, теперь я имею их во всех концах России...» [5].
– И сколько их у вас? – спросил у него однажды, когда речь зашла о подписчиках, Алексей Филиппов, русский ученый, приехавший к нему в гости из Петербурга.
– Теперь более трехсот, – ответил издатель, чуть краснея от стыда за малый тираж, и продолжал: – Трудно мне не только в смысле материальном, условия, в которых выходит газета, тоже сложны. Знаете ли вы, что русское мусульманство во многом отличается от своих восточных и западных единоверцев? Русское мусульманство не знает, не чувствует интересов русского отечества, ему почти неведомы его беды и радости, он далек от русских общественных стремлений, идей. Незнание русской речи изолирует его от русской мысли и литературы. Русское мусульманство живет в сфере своих старых понятий и предрассудков, оторванное от всего остального человечества, не имея иной заботы, кроме заботы о куске хлеба, без общественных идеалов. В то время, когда мусульмане других государств живут сравнительно полной культурной жизнью, быт нашего народа представляет картину времен Ермака или Чобан Герая. Что же остается делать? Я бьюсь и работаю как могу. ...Вы еще не знаете, какого труда мне стоило убедить моих единоверцев в том, что у меня не было никакой задней мысли, когда я ратовал в своей газете о просвещении в строгой связи с общеотечественными, то есть русскими, интересами. Меня обвинили в измене моему народу, в измене исламу. Меня упрекали в излишнем пристрастии к русским. Тогда я категорически заявил, что я – русский, но остаюсь в то же время мусульманином и татарином, потому что, по моему глубочайшему убеждению, интересы русских мусульман тесно связаны с интересами общерусскими. Согласитесь, что моя газета полезна хотя бы уже тем, что она может служить для сообщения и разъяснения татарским читателям необходимых сведений и правительст-венных распоряжений.
– Скажите, господин Гаспринский, вы в самом деле татарин? – спросил Филиппов.
– Да! Чистокровный. И зовут меня Исмаил, – ответил издатель...
– Каково ваше идейное стремление? Чего вы хотите достичь, заботясь о своем народе?
– Скажите, господин Гаспринский, вы в самом деле татарин? – спросил Филиппов.
– Да! Чистокровный. И зовут меня Исмаил, – ответил издатель...
– Каково ваше идейное стремление? Чего вы хотите достичь, заботясь о своем народе?
– Вопрос ваш не точный. Я забочусь не об одном своем народе, а о многих народах, говорящих на понятных им всем языках, то есть о мусульманах, живущих в основном плохо и бедно. Они, эти народы, крайне отсталы в культурном отношении. Причиной отсталости, по моему убеждению, является их необразованность. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы, во-первых, добиться образованности, повышения культурного уровня этих народов, чтобы они достигли уровня развития европейских народов, во-вторых, чтобы язык моей газеты был всем им доступен. Разумеется, мои стремления сильно беспокоят некоторых в Петербурге. Ильминский беспрерывно шлет доносы Победоносцеву и рычит: «Зачем мусульманам европейская культура?.. Их обязанность – повиновение могучей силе оружья империи!»
– А скажите, под силу ли вам, одному человеку, вся эта затея? Ведь осуществление этих двух задач, которые вы перед собой ставите, потребует усилий большой дипломатии. Не получится ли так, что, в конце концов, каждое мусульманское племя в России станет самостоятельно читать и писать на своем родном наречии, а ваше доступное, как вы полагаете, для всех наречие забудется?
– Если такое случится, я буду этому бесконечно рад. А пока что мы имеем 1889 год. И «Терджиман» является единственной мусульманской газетой в России [6].
__________________
3. Нариманов Нариман. Арена экзамена, газ. «Басирет», № 22, 20 сентября 1914 г.
3. Нариманов Нариман. Арена экзамена, газ. «Басирет», № 22, 20 сентября 1914 г.
4. Садридцин Айни. Хазинеге дюшдинь..., «Улугъ Туркистан», 16 сентября 1914 г.
5. Гаспринский И. Русское мусульманство. 1881.
6. Филиппов Сергей. По Крыму, 1889.
*Алядин Ш. Приглашение на пир к дьяволу // Избранные произведения. – Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты. – 1999.
*Алядин Ш. Приглашение на пир к дьяволу // Избранные произведения. – Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты. – 1999.
Рисунок из книги «Россия и Восток», Казань, 1993.
Врагов у него было достаточно. Взять хотя "касту духовных", созданную Российской империей, которая вполне уютно себя чувствовала в то время пока народ оставался неграмотным, которой он "наступал на хвост". Точно также его упрекали и "левые" активисты. "«Я не отошёл вправо и не «отстал» ... от основной кардинальной своей задачи... Я хлопотал лишь о просвещении масс и подготовке национального вопроса, не уклоняясь в сторону широких радужных, но, увы, расплывчатых, далёких горизонтов... И я вместе с молодёжью ощущаю «жажду» всеобщего счастья и не питаю дурных замыслов против «человечества», но я изголодался до смерти историческим и культурным голодом нашего народа, исстрадался его вековыми страданиями и унижениями, а потому не умею иначе думать, как только о нём.
ОтветитьУдалитьПо моим убеждениям, доминирующее значение принадлежит «интересам всего народа», а не интересам его частей или классов. Сначала просветим, укрепим, обеспечим бытие нашего народа; а классовыми его интересами можно заняться во вторую очередь». («П-Т», 1907 г., № 39, «Ответ Шакиру Эфенди»).
Во времена Крымского ханства при 1600 мечетях постоянно находилось 60 тысяч мюридов. Ханская гвардия насчитывала 30 тысяч всадников. Крымское исламское духовенство спровоцировало мусульман на мятеж против Шагин Герая, обвинив того в "страшном богохульстве": Шагин Герай сбрил бороду и разрешил художнику списать с себя портрет. Смутой воспользовался Потемкин и приказал Суворову ввести войска на полуостров. Ханские гвардейцы, как известно, были перебиты Суворовым. Муллы призвали народ бежать: мол, пророк некогда вынужден был сделать хиджру, теперь настала наша очередь... Оставшиеся муллы пошли в услужение новой власти и получали зарплату по ведомостям министерства внутренних дел Российской империи. Служили исправно. Выступали против просвещения народа, покушались на убийство Исмаила Гаспринского, убили Усеина Токтаргазы. В штыки встретили Февральскую революцию и пытались противостоять деятельности Номана Челебиджана и Мусульманского комитета, создав организацию "Сырат-аль мустаким" ("Верный путь"), но были разогнаны крымскотатарскими эскадронцами. Что касается наших дней, то деятельность ДУМКа прошла у вас на глазах. Тот же самый кооператив. Не защитили муфтия Сеитджелиля Ибрагимова (Алла рахмет эйлесин) - единственного достойного в этой среде человека. Как были невежественными лицемерами, таковыми и остались...
ОтветитьУдалить