25.09.2014

«Меня обвинили в измене моему народу»

Гаспринский задавлен консервативным муллой
и директором русской школы. Карикатура. 1908.
 
Продолжение отрывка*
 
...Я, Асан Кара, автор сего повествования, специально хочу сделать здесь небольшое отступление, чтобы объяснить моим почтенным читателям, кем он, Исмаил Гаспринский, был для народа, какую он сыграл роль для народа Востока в конце прошлого и начале нынешнего века.

Я не государственный чиновник и не политик, а посему не беру на себя смелость давать оценку политической и общественной деятельности Исмаила эфенди. Я просто пишу о нем как о человеке, делавшем все возможное и даже невозможное, для того чтобы народ, сыном которого он являлся, стал одним из народов самой высокой культуры.

Вчера унтер-офицер Сеит-Нафе Чаланов напомнил мне о том, что минуло уже два года, как умер Исмаил Гасприн-ский. Советую просмотреть газеты, выходившие на русском языке и на языках народов Востока, Азии, Европы, чтобы узнать, кем был для них Гаспринский! Прочитать хотя бы статью доктора Наримана Нариманова «Арена экзамена» [3] или стихотворение Садриддина Айни [4], посвященное памяти Гаспринского. Пройдут годы, многие годы, и кто знает, может, как это часто бывает, найдутся люди, которые станут отрицать то бесценное, что было сделано при жизни этим человеком. Что я могу сказать?
 
Лишь предупредить: личность Гаспринского нельзя изучать в отрыве от того государственного строя, при котором он жил и работал. Это обязательно надо принимать во внимание.

Как говорится, написанное пером не вырубишь и топором. Приведу мысли, которые Исмаил Гаспринский ясно и четко выразил в одной из первых своих статей, написанных им на русском языке. Он писал: «...Русский человек наиболее легко сходится и наилучше уживается с различными народностями, привлекая их своей простотой, отзывчивостью и врожденной человечностью, свойственной русскому характеру. Этим объясняется, что мусульмане не чувствуют себя чужими на Руси и не чуждаются общения и сближения с русскими людьми.

Если мы находим, что обрусение тюрко-татар России невозможно и, следовательно, единение подобным путем недостижимо, то что остается? Остается возможность нравственного единения и сближения на почве социального равенства и образования. Обрусение мусульман может произойти путем подъема их культурного уровня и образованности, поэтому совершенно необходимо признание за татарским языком прав гражданства.

Существование «Терджимана», который я издаю уже пятый год, доказывает, что общественное сознание для этого достаточно подготовлено, газета получила уже права гражданства. И газета моя в смысле количества подписчиков прогрессирует, теперь я имею их во всех концах России...» [5].

– И сколько их у вас? – спросил у него однажды, когда речь зашла о подписчиках, Алексей Филиппов, русский ученый, приехавший к нему в гости из Петербурга.
 
– Теперь более трехсот, – ответил издатель, чуть краснея от стыда за малый тираж, и продолжал: – Трудно мне не только в смысле материальном, условия, в которых выходит газета, тоже сложны. Знаете ли вы, что русское мусульманство во многом отличается от своих восточных и западных единоверцев? Русское мусульманство не знает, не чувствует интересов русского отечества, ему почти неведомы его беды и радости, он далек от русских общественных стремлений, идей. Незнание русской речи изолирует его от русской мысли и литературы. Русское мусульманство живет в сфере своих старых понятий и предрассудков, оторванное от всего остального человечества, не имея иной заботы, кроме заботы о куске хлеба, без общественных идеалов. В то время, когда мусульмане других государств живут сравнительно полной культурной жизнью, быт нашего народа представляет картину времен Ермака или Чобан Герая. Что же остается делать? Я бьюсь и работаю как могу. ...Вы еще не знаете, какого труда мне стоило убедить моих единоверцев в том, что у меня не было никакой задней мысли, когда я ратовал в своей газете о просвещении в строгой связи с общеотечественными, то есть русскими, интересами. Меня обвинили в измене моему народу, в измене исламу. Меня упрекали в излишнем пристрастии к русским. Тогда я категорически заявил, что я – русский, но остаюсь в то же время мусульманином и татарином, потому что, по моему глубочайшему убеждению, интересы русских мусульман тесно связаны с интересами общерусскими. Согласитесь, что моя газета полезна хотя бы уже тем, что она может служить для сообщения и разъяснения татарским читателям необходимых сведений и правительст-венных распоряжений.

– Скажите, господин Гаспринский, вы в самом деле татарин? – спросил Филиппов.

– Да! Чистокровный. И зовут меня Исмаил, – ответил издатель...


– Каково ваше идейное стремление? Чего вы хотите достичь, заботясь о своем народе?

 
– Вопрос ваш не точный. Я забочусь не об одном своем народе, а о многих народах, говорящих на понятных им всем языках, то есть о мусульманах, живущих в основном плохо и бедно. Они, эти народы, крайне отсталы в культурном отношении. Причиной отсталости, по моему убеждению, является их необразованность. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы, во-первых, добиться образованности, повышения культурного уровня этих народов, чтобы они достигли уровня развития европейских народов, во-вторых, чтобы язык моей газеты был всем им доступен. Разумеется, мои стремления сильно беспокоят некоторых в Петербурге. Ильминский беспрерывно шлет доносы Победоносцеву и рычит: «Зачем мусульманам европейская культура?.. Их обязанность – повиновение могучей силе оружья империи!»
 
– А скажите, под силу ли вам, одному человеку, вся эта затея? Ведь осуществление этих двух задач, которые вы перед собой ставите, потребует усилий большой дипломатии. Не получится ли так, что, в конце концов, каждое мусульманское племя в России станет самостоятельно читать и писать на своем родном наречии, а ваше доступное, как вы полагаете, для всех наречие забудется?
 
– Если такое случится, я буду этому бесконечно рад. А пока что мы имеем 1889 год. И «Терджиман» является единственной мусульманской газетой в России [6]. 
__________________
3. Нариманов Нариман. Арена экзамена, газ. «Басирет», № 22, 20 сентября 1914 г.
4. Садридцин Айни. Хазинеге дюшдинь..., «Улугъ Туркистан», 16 сентября 1914 г.
5. Гаспринский И. Русское мусульманство. 1881.
6. Филиппов Сергей. По Крыму, 1889.

*Алядин Ш. Приглашение на пир к дьяволу // Избранные произведения. – Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты. – 1999.
 
Рисунок из книги «Россия и Восток», Казань, 1993.

2 комментария:

  1. Врагов у него было достаточно. Взять хотя "касту духовных", созданную Российской империей, которая вполне уютно себя чувствовала в то время пока народ оставался неграмотным, которой он "наступал на хвост". Точно также его упрекали и "левые" активисты. "«Я не отошёл вправо и не «отстал» ... от основной кардинальной своей задачи... Я хлопотал лишь о просвещении масс и подготовке национального вопроса, не уклоняясь в сторону широких радужных, но, увы, расплывчатых, далёких горизонтов... И я вместе с молодёжью ощущаю «жажду» всеобщего счастья и не питаю дурных замыслов против «человечества», но я изголодался до смерти историческим и культурным голодом нашего народа, исстрадался его вековыми страданиями и унижениями, а потому не умею иначе думать, как только о нём.
    По моим убеждениям, доминирующее значение принадлежит «интересам всего народа», а не интересам его частей или классов. Сначала просветим, укрепим, обеспечим бытие нашего народа; а классовыми его интересами можно заняться во вторую очередь». («П-Т», 1907 г., № 39, «Ответ Шакиру Эфенди»).

    ОтветитьУдалить
  2. Нардуган Ибрагим27 февраля 2015 г. в 10:05

    Во времена Крымского ханства при 1600 мечетях постоянно находилось 60 тысяч мюридов. Ханская гвардия насчитывала 30 тысяч всадников. Крымское исламское духовенство спровоцировало мусульман на мятеж против Шагин Герая, обвинив того в "страшном богохульстве": Шагин Герай сбрил бороду и разрешил художнику списать с себя портрет. Смутой воспользовался Потемкин и приказал Суворову ввести войска на полуостров. Ханские гвардейцы, как известно, были перебиты Суворовым. Муллы призвали народ бежать: мол, пророк некогда вынужден был сделать хиджру, теперь настала наша очередь... Оставшиеся муллы пошли в услужение новой власти и получали зарплату по ведомостям министерства внутренних дел Российской империи. Служили исправно. Выступали против просвещения народа, покушались на убийство Исмаила Гаспринского, убили Усеина Токтаргазы. В штыки встретили Февральскую революцию и пытались противостоять деятельности Номана Челебиджана и Мусульманского комитета, создав организацию "Сырат-аль мустаким" ("Верный путь"), но были разогнаны крымскотатарскими эскадронцами. Что касается наших дней, то деятельность ДУМКа прошла у вас на глазах. Тот же самый кооператив. Не защитили муфтия Сеитджелиля Ибрагимова (Алла рахмет эйлесин) - единственного достойного в этой среде человека. Как были невежественными лицемерами, таковыми и остались...

    ОтветитьУдалить