В 2014 году исполнилось сто лет со дня смерти И. Гаспринского, сына крымскотатарского народа и гражданина России. В 2014 году, спустя 60 лет, Крым снова оказался в составе России. Данный факт вызвал бурю противоречивых эмоций в среде крымских татар: от надежд на возрож-дение народа до полного неприятия российской действительности. Сейчас, после смерти, Исмаил Гаспринский – непререкаемый авторитет. А как жил этот гениальный человек, как складывались его отношения с современниками? Представление об этом можно получить из эпизода в великолепной повести Шамиля Алядина*.
ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПИР К ДЬЯВОЛУ
Отрывок, в сокращении
Гаспринский резко спросил: «Что это означает, Усеин эфенди? Камень, брошенный с завязанными глазами, не правда ли? А вот еще...» – Он снова повел пальцем по странице:
Богатый хозяин растит свое пузо,
Работник стенает от тяжкого груза.
И выхода нету из этого круга:
Мир болен. Врачи не спасут от недуга.
Но если не в силах помочь доктора,
Самим нам за дело приняться пора.
Раздраженно бросив тетрадь на стол, Исмаил эфенди порывисто встал.
– Нет, Усеин оджа! Такие стихи напечатать в своей газете я не могу.
– Какие, муаллим?
– Написанные без учета времени и обстоятельств, в которых мы живем, – ответил Гаспринский. – Вы сами это прекрасно понимаете.
– Да... Но я понимаю и другое: белое следует называть белым, а черное – черным, – ответил Усеин оджа.
– Несомненно, – подхватил Исмаил Гаспринский, кивком головы выражая свое согласие. – Да, вы правы, у каждой вещи и у каждого явления есть свое название и назначение. Вам, наверное, известно, что Абдурешид эфенди[1] как раз и попытался все сущее на земле называть своими именами. Черное – черным, белое – белым. Да, да! Но вы обратите внимание!..
– Нет, Усеин оджа! Такие стихи напечатать в своей газете я не могу.
– Какие, муаллим?
– Написанные без учета времени и обстоятельств, в которых мы живем, – ответил Гаспринский. – Вы сами это прекрасно понимаете.
– Да... Но я понимаю и другое: белое следует называть белым, а черное – черным, – ответил Усеин оджа.
– Несомненно, – подхватил Исмаил Гаспринский, кивком головы выражая свое согласие. – Да, вы правы, у каждой вещи и у каждого явления есть свое название и назначение. Вам, наверное, известно, что Абдурешид эфенди[1] как раз и попытался все сущее на земле называть своими именами. Черное – черным, белое – белым. Да, да! Но вы обратите внимание!..
Издатель подошел к высокому шкафу и, приподнявшись на цыпочках, достал с верхней полки первый номер газеты «Ветан хадими», резкими движениями, рискуя порвать, развернул и прочел некоторые строки из пере-довицы: «...События и явления, какими бы они ни были горькими и неприятными, мы будем показывать такими, какие они есть ни самом деле, не будем называть пожар иллюминацией, предательство – велико-душием и добротой, ворону – соловьем, развалины – благоустройством. Правду будем называть правдой, ложь – ложью. Это наш долг и девиз. Все дела, хорошие или плохие, которые совершаются именем народа и для народа, мы не будем изображать шиворот-навыворот в угоду господам и беям, ради благочестия и набожности шейхов и суфий...» – Исмаил эфенди прервал чтение, положил газету обратно на полку и продолжил:
– Да! Медиев горячо взялся за дело. А скажите, пожалуйста, сколько времени просуществовал «Ветан хадими»?
– Два года... – ответил Токтаргазы. – Но с честью и совестью.
– «Терджиман» живет уже двадцать семь лет! – запальчиво воскликнул Исмаил эфенди. – И, по-вашему, она живет без чести и совести? Что вы видели на ее страницах, что противоречило бы интересам народа?
Упоминание о «Ветан хадими» сильно взволновало молодого автора, так как в ее рождении и дальнейшей деятельности Усеин оджа тоже принимал активное участие. В свое время закрытие ее он воспринял как удар ножом в самое сердце. И рана эта еще свежа, кровоточит. Молодежь связывала большие надежды с открытием этой газеты. Жаль, очень жаль, что «Ветан хадими», единственный печатный орган, который, так открыто высказывая смелые мысли о свободе народа, о праве его на землю, теперь больше не существует.
– Простите, муаллим! – тихо произнес Усеин оджа. – Вы меня не так поняли. Я хотел сказать, что направлен-ность той газеты и вашей – различны. Естественно, и пути у них не одинаковы. Абдурешид Медиев боролся...
– С кем? С кем он боролся?
– С царизмом! С несправедливостью.
– Боролся... Да! Но победил ли? – запальчиво спросил издатель; глаза его сверкали. – И мог ли он вообще...
– Нет, он один не мог победить, – ответил Токтаргазы. – Но... Помните русских декабристов? Они тоже сомневались, что победят. И все же выступили. Не могли не понимать, что для достижения цели их слишком мало. Нет столь необходимого единения...
– Чтобы победить, надо быть сильными, – добавил Исмаил эфенди. – А мы слабы. Вооруженные силы на стороне царя.
– Царь, без сомнения, сейчас сильнее нас, – сказал Усеин оджа, опустив глаза и едва заметно усмехаясь.– Однако если слабые объединятся, то даже сильный царь не устоит.
– Если объединятся... – задумчиво повторил хозяин дома и после небольшой паузы почти выкрикнул: – Для того чтобы объединиться, надо иметь высокий уровень сознательности. Мы же очень далеки от этого... Невежество высушило наш разум, лишило света наши очи. Для того чтобы стать передовыми людьми, как те, о которых вы упомянули, нам нужно учиться, вооружаться прогрессивными идеями и мыслями, переводить произведения, насыщенные высокими идеалами, на свой родной язык и постараться вводить их в программы наших школ и медресе.
Усеин Шамиль не имел ничего против подобных убеждений, но считал их не самыми главными. Ибо для завоевания свободы одной культуры и высокообразованности недостаточно. Для этого необходимо изменить существующий государственный строй, при котором угнетаются все народы огромной России. И издатель не может этого не понимать, но сознательно умалчивает об этом. Он осторожен в своих высказываниях. Тогда что же... самому надо недвусмысленно высказать то, что думаешь. А удобно ли? Ведь он, Усеин оджа, пришел в этот дом с одной лишь целью: попросить муаллима поместить его стихи в «Терджимане»... Разумеется, если они того достойны. Но коль уж зашла речь о главном, не воспользоваться ли случаем?.. Токтаргазы хорошо знал, что головы теперешней татарской молодежи сильно занимают мысли о необходимости широкого отра-жения в газете «Терджиман» демократических идей. И по складу своего характера не смог умолчать об этом.
– Простите меня великодушно, Исмаил эфенди! – сказал Усеин оджа. – Предположим, одной из причин нашей отсталости, действительно, является невежество. Но что же тогда является причиной этого невежества? Что нас держит на положении рабов? Кто нас угнетает и топчет? Кто лишает нас человеческих прав? Разве не царская власть?
Кто знает, доводилось ли хозяину дома слышать еще из чьих-либо уст такие слова. Во всяком случае, он слушал, не перебивая, глядя на собеседника в упор. В его глазах Токтаргазы уловил долю удивления и, быть может, восхищения, которые тот никак не хотел выдать.
– Если мусульмане России будут учиться и станут просвещенными людьми, тогда они научатся различать белое и черное, – сказал примирительным тоном Исмаил эфенди. – Будут знать, какой путь короче к собственному освобождению. Образование, культура... и все-таки этого в первую очередь не хватает мусульманам России, чтобы стать такими же передовыми, какими являются народы Европы...
– Читаю постоянно ваш «Терджиман», ибо другой газеты у мусульман России нет, и у меня складывается мнение, что вы стремитесь сделать образованным не только русское мусульманство, но и мусульманство всех стран. Это невозможно. Это иллюзия. Лишняя затея. И потом... мусульмане ведь тоже разные. Есть богатые, а сколько бедных, – сказал он. – Богатый мусульманин культурен, образован. Коль у него имеются деньги, он может учиться в Стамбуле, в Каире или в Санкт-Петербурге... Стало быть, дело вовсе не в религиозной при-надлежности человека и даже не в его просвещенности, а в том социальном положении, которое он занимает в обществе. А раз так, то, по-моему, прежде всего необходимо разбить оковы на руках у трудового люда.
Выражение лица Исмаила эфенди говорило о том, что Токтаргазы хотя и явился сюда с просьбой поместить его стихи в «Терджимане», однако позволяет себе вольности, какие мало кто из посетителей этого дома до сих пор осмеливался допускать. Это, как видно, покоробило муаллима. Он встал и, раскурив сигарету, начал прохаживаться по комнате от одной стены к другой. Потом резко остановился.
– Сколько вам лет? – спросил он Усеина оджа.
– Двадцать девять.
– Всего-то?.. – он хотел улыбнуться, но вместо этого лицо его скривила гримаса. – Интересно, вы родились уже, когда вышел из печати мой «Тонгъыч» [2]?
– Нет! — ответил Усеин. — Я родился через два месяца после появления на свет вашего «Первенца»...
– А через два года люди уже начали читать газету «Терджиман». И до сих пор читают. Если бы не выходила «Терджиман», то... кто знает?.. Да, да! Кто знает... – повторил Гаспринский. – Может быть, и не было бы на-ших теперешних поэтов, в том числе и Токтаргазы. На самом деле, если нет печати, откуда взяться писателю?
– А я думаю – наоборот... – возразил Токтаргазы. – Откуда взяться газете, если нет пишущих и материала, чтобы печатать?
– Вы, Усеин эфенди, молоды, у вас еще вся жизнь впереди, и вы еще многое увидите. Не то, что видели мы, а совершенно иное. Вы увидите жизнь, свободную от власти тьмы. Увидите, я верю в это...
– Вы, Усеин эфенди, молоды, у вас еще вся жизнь впереди, и вы еще многое увидите. Не то, что видели мы, а совершенно иное. Вы увидите жизнь, свободную от власти тьмы. Увидите, я верю в это...
Токтаргазы промолчал. Что проку растрачивать слова, если заранее знаешь, что собеседника не переубедишь. Исмаил эфенди хочет и старается сделать российских мусульман просвещенными, интеллигентными людьми, чтобы таким образом поднять их уровень развития до уровня народов Европы. Такова его цель. Хорошо, допустим, он достигнет этой цели. А дальше? Что-нибудь изменится? Нет, ничего не изменится. Мусульмане будут делиться на два сословия: интеллигентных бедняков и интеллигентных богачей. А эксплуатация и гнет останутся.
Исмаил эфенди, выкурив сигару до половины, раздавил ее о дно пепельницы, удобно расположился в своей карьеле... Усеин оджа в этот момент думал о месте, которое должен будет занять каждый болеющий за интересы народа человек в будущей борьбе за великие идеи, за претворение их в жизнь. В центральной России зарождается новая политическая сила. Эта сила рано или поздно разрушит социальное неравенство... Подойдя к письменному столу хозяина, взял свою тетрадь и, сложив ее вдвое, сунул в карман. Повернулся, чтобы откланяться. Издатель поднял руку над головой и щелкнул двумя длинными худыми и пальцами.
– Подождите, – сказал он. – Стихотворение «Живи с русскими в согласии» оставьте! И еще... Э... – он силился припомнить, название другого стихотворения. — Ну как его?.. Как это? А? «Кто про нас слово дурное промолвит?..» Кажется, так. Его тоже оставьте. А остальные... простите, не могу принять! Пусть они пока останутся при вас!
– Пока?.. И на какое время, муаллим?
– Пока не наступят лучшие дни, – ответствовал муаллим, вздохнув.
________________
1. Медиев Абдурешид (1880-1912) – депутат Второй Государственной думы от Таврической губернии, по происхождению крестьянин. Редактор-издатель татарский газеты «Ветан хадими». председатель городской управы. В Думе состоял в мусульманской фракции.
2. «Тонгъыч» – «Первенец». Один из первых сборников И.Гаспринского, вышедший в 1881 году.
*Алядин Ш. Приглашение на пир к дьяволу // Избранные произведения. – Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты. – 1999.
Рисунок из книги «Россия и Восток», Казань, 1993.
*Алядин Ш. Приглашение на пир к дьяволу // Избранные произведения. – Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты. – 1999.
Рисунок из книги «Россия и Восток», Казань, 1993.
Он не пророк. О том, каким он был с современниками, у меня в семье есть истории. И предки даже пытались прибить его вместе с другими дворянами за большую и безграничную любовь к России и популяризацию российских ценностей в образовательном процессе в школах рушдие. Биографы знают его не очень хорошие страницы жизни и поступки, НО у любого народа национальные герои очищаются от скверны и восхваляются. Так и нам надо. Кто-то должен быть героем. Но, извините, на месте его рождения устраивать Мекку, как сказал соорганизатор экскурсии в Авджикой первокурсникам КИПУ, - это перегиб. Пушкин тоже был гадом, но талантливым, и творчество его хорошо прошерстили и пригладили, Шевченко, "певец народа", был франтом и любителем пожить за счет богатых покровителей и любил поволочиться за женщинами, можно продолжать... ну, про политиков вообще молчу.
ОтветитьУдалитьОтлично сказано. Таки да, в архиве попадали документы ругани среди дворянства и духовенства особенно. Не думаю, что только Гаспралы "приложил руку" к потере самоидентичности местного населения (огульное высмеивание нашей религии в т.ч.). Он, наверное, хотел уменьшить ущерб, наносимый местному населению царской Россией. Например, путём просвещения местного населения в рамках российских учебных программ и изучения каких-то законодательных основ, которые завуалированно преподносились в его газете как просто просветительские. Ни в коем случае не считаю себя экспертом по Гаспринскому. Просто документы под руку попадали интересные.
Удалить"И предки даже пытались прибить его вместе с другими дворянами". В вашей цитате есть страшное ключевое слово. В моем блоге в рубрике "разрушение традиций" я подобрала ряд статей о том, как современники "прибивали" своих земляков, выделявшихся умом и талантом из общей массы. Кто вспомнит теперь имена этих современников, сделавших свое черное дело? А что касается Гаспринского, так это о таких, как он, говорят: жемчуг не растворяется в грязи.
УдалитьЛиля Юнусова, Гаспринский - выдающийся, не спорю. Но Мекку в селе его рождения делать зачем? Огромная заслуга Гаспринского в введении звукового метода в обучении. Газету, лояльную власти, он открыл, написав благодарственное письмо о радости по поводу столетия аннексии крыма Россией. Также, когда власти проводили реформу национальной школы, депутаты-дворяне выступили резко против руссификации рушдие и даже отказывались сотрудничать в этом с властями. Гаспринский ОДИН заявил, что будет сотрудничать. Речь шла об увеличении часов русского языка, введении русской географии, уроков духовности и ряда других предметов в национальных школах. Это из секретных отчетов тайной полиции.
УдалитьДааа, Пушкин много крепостных девок перепортил)))
ОтветитьУдалитьМы вскоре превзойдём язычников в битве за идолов путём установок памятников, возложением цветов и многочасовыми бдениями-конференциями под различными портретами. Моё твёрдое убеждение: достаточно памятных информационных досок. А вместо одного дорогостоящего памятника (бюста) лучше изготовить сто и более различных памятных информационных досок по всему Крыму. Например: село Къабурчакъ, основано....выдающиеся люди прошлого и АльФатиха. Никаким законом это не запрещено, а весь Крым будет информирован о прошлом нашего Крыма.
ОтветитьУдалитьДорогие мои, так вы заодно с Януковичем антиевропейцы? Исмаил Гаспринский призывал к познанию всемирной культуры. К познанию Гомера, Данте, Гёте, Пушкина, Моцарта, Верди, Чайковского... Вам не нужно - ну и будьте здоровы. Только не будьте смешными, не судите Гаспринского - не доросли.
ОтветитьУдалитьКто судит-то? При чём здесь Янукович? Антиевропейцы.... Айдын агъа, если не относиться с определённой долей юмора к происходящему вокруг сейчас и сегодня - можно точно стать смешным. Хотя Вам издалека легко смеяться над провинциалками. Куда нам из какого-то СимфероПыля)))
ОтветитьУдалитьНе Симферопыль, а Акмесджит - город, в котором я родился! Не надо обижаться, но надо понять, что Исмаил Гаспринский хотел, чтобы наш народ повышал свой культурный уровень, а не оставался на уровне сартов. Поэтому всякие мракобесы, которые едва могли читать Коран, грозились его убить - этой мрази привычно было в мутной водице рыбку ловить. Бугунь де даа джаилликни пропаганда эткенлер бар. Джиллик - тембеллик. Созь сырасы, бугуньки бизни моллалармыз кенъ сыфатта окъмушлар - Исмаил Гаспринский буны истей эди.
ОтветитьУдалитьАйдын аггъа, меним тамырым Акъмечиттен, баба-деделермиз мындан. О ичун Одесса киби чокъ шейнинъ кулюп айтамыз агъламакъ еринде. "Кене ешилленди дагълар! Кене де ешилленди дагълар! Юзюм кулер - Гонълюм агълар!"
ОтветитьУдалитьЗынджырлы медреседен чыкътымы шу "мракобеслер"? Джаилликъ...Етмемизликъ...Хорлукъ ве адалетсизлик - о шейлер русиядан кельди бизим халкъымызнынъ башына. Динсизлик ве имансызлыкъ та ХХ асырынъ башындан башланды. Халкъын хабаарты ёкъ. Бойле меселе; койден кельген кимер къызларнынъ этеклери "городской"лардан къыскъа, сигар - шарап ичмектен кене де "городской"ларнынъ бастырдылар. Пек культур-мультур корюнмеге истеген ичун бойле япалар. Шимдичик бизим халкъ та тамырларны унутып "городской-европейский" корюнмеге ашыкъалар. Четтен бакъсан - тамам шу!
ОтветитьУдалитьГаспринский - спорная личность. Герой он или не герой, мы разглядим глядя на то, как нам о нем будет показывать Россия. Если нынешняя Россия будет нам говорить, что он герой, то всё станет на свои места. Все мы поймем чьих он был! Только не все мы захотим это признавать открыто!
ОтветитьУдалитьAdil бей, не стоит ждать, что она вам еще скажет. Тем более, что она уже сказала: наверно, вы помните обвинения в пантюркизме? А кто знает, где могила Гаспринского? Российские спецслужбы лучше поняли его, чем мы, крымские татары, увы((
УдалитьМусульмане времен Ибн Сины не чурались трудов и работ язычников греков и римлян, а очень круто это применили и развили до невиданных высот. И среди них тогда были что-то по типу вахобчиков, которым медицинская операция казалась богохульством и харамом. После 1783 года все духовеснтво под себя подмял губернатор Тавриды, у нас тут сейчас под носом таврический муфтият организовали, вы думаете, тогда муфтият был настолько чист, чтобы огульно обвинять тогдашних ученых и активных деятелей? Может, кто вспомнит как собирался симпозиум "улемов" Крыма, чтобы препятсвовать Челебиджихану. Тогда Номан бей сказал, что в Крыму нет улемов, и поэтому собрания не может быть. Поэтому у нас уже тогда появилась поговорка: "Молланынъ айткъаныны эт, эткенины этме".
ОтветитьУдалитьВ Зынджырлы медресе одни двоечники учились, что ли? Хотя, если учебную программу в Зынджырлы медрессе привели в соответствие с требованиями тогдашней власти, тогда, действительно, улемов не было. Их по ПРОГРАММЕ уничтожения самоиндефикации быть не должно было. Значит, своего власть добилась.
ОтветитьУдалитьЗа первые 20 лет деятельности Гаспринский открыл и реорганизовал более тысячи мектебов от Бахчисарая до Благовещенска. В доме-музее Гаспринского еще до войны посетители могли видеть экспонат – шар из тысячи драгоценных камней, на каждом из которых было выгравировано наименование очередной такой школы. А вот слова одного из его современников Наримана Нариманова на смерть Исмаила Гаспринского, 20.09.1914 год: "На всенародном памятнике должно быть высечено: "Если народ забудет великого героя как Исмаил-бей, он будет способствовать уничтожению своей жизни".
ОтветитьУдалитьДо сих пор этот спор продолжается...
ОтветитьУдалитьБез намека на торжество справедливости или победу...
В настоящем времени, одна группа лиц, вступила в спор с другой группой лиц по вопросу, - требовать-ли придание крымским татарам статуса титульной нации...
Одна из групп склоняется к мысли о преждевременности этих требований, другая группа лиц склоняется к тому, что эти вопросы должны были быть разрешены 100 лет назад...
Так кто же прав, какая из сторон является более патриотичной ?
Халилов Недим