Ю.Б.Османов приводит отрывок из публикации Исмаила Гаспринского в газете «Терджиман» (№ 29, 1905 год)*.
Удивительно, что со времени написания статьи прошло более ста лет, однако ни «обрусительные дельцы», ни «пиджачные единомышленники» не смогли разрушить «добродушное, мирное сожительство» крымских татар и русских. Гаспринский пишет о причинах этого факта и одновременно задает вопрос, на который ни он, ни нынешние крымские татары еще не получили ответа: захлопнет ли перед нами свои ворота Москва?
И это не вопрос о территориальной принадлежности Крыма, он куда более сложен и глубок:
И это не вопрос о территориальной принадлежности Крыма, он куда более сложен и глубок:
«Длинный ряд веков жизнь и культура русского и тюркского народа взаимодействуют... Несмотря на грубые, неуместные затеи обрусительных дельцов, несмотря на гласные и негласные доносы и черные краски их писцов, слава Богу, добрые отношения народов непоколебимы. В русском народе нет недоброжелательности, враждебности, обидчивости к «татарину» и, обратно, у последнего нет никаких дурных чувств или помыслов в отношении «руса».
... Отцы миссионеры и их пиджачные единомышленники могут не одобрять такое добродушное, мирное сожи-тельство, но это неопровержимый и яркий факт. Это действительность, вытекающая из общей печали, общего горя и общей нужды русской и мусульманской массы.
Их свело в одно общая великая равнина – родина, простирающаяся от подножий Алтая до Памира, до болот Балтийского моря; их породнило общее горе от неумения жить.
Оно и понятно, ибо сегодня мусульманин-инородец и живой, бойкий ярославец под свист и грохот откуда-то проскочившего к нам паровоза, продолжают ездить на деревянных осях, пребывая если не в бронзовом, то в «деревянно-камышовом» периоде культуры. Им ли не быть родными, им ли быть во вражде!
Сравните эпосы и народные думы русские и тюркотатарские, и вы увидите, что на разных языках эти два наро-да излагают одно и то же горе, одни и те же жалобы и печали. И это совершенно понятно, ибо оба богатыря из века в век преследовались одной и той же гидрой о трех головах в виде тягот, неправды и невежества.
Так было в прошлом.А в будущем эти народы пойдут, ибо должны идти, рука об руку, чтобы обрести одинаково им нужные свет, правду и сносную жизнь.
Пора выбраться одному из темной сакли; другому из закопченной, курной избы.
Не разделяйте, не отделяйте, не выделяйте, если желаете сплотить, скрепить.
Мы не имеем дела в Тегеране, в Кабуле, в Калькутте или Пекине, но мы желаем быть в тесных отношениях к Москве, если она сама не захлопнет перед нами своих ворот».
_______________
*Ю.Османов. Из плена лжи. – Симферополь: Доля, 2001. – С.98-99.
*Ю.Османов. Из плена лжи. – Симферополь: Доля, 2001. – С.98-99.
"Разделяй и властвуй!" - от этого тезиса никогда ни одна власть не откажется...
ОтветитьУдалить