Крым – одинокая раковина |
Сельсебиль – райский источник, из которого, якобы, пьют воду праведники.
Фонтан Сельсебиль (с легкой руки А.Пушкина – Фонтан любви, Фонтан слез), находящийся в Бахчисарайском дворце, украшен растительным орнаментом, который одни исследователи считают символом райского сада, иные – символическим изображением Мирового древа.
Навершие фонтана понимается как вершина древа. В нижней части – две спирали, возможно, стилизованное изображение змей.
Значение символики на фонтане, полагает украинский ученый А.И.Бронштейн, нуждается в дополнительных комплексных исследованиях историков, филологов и искусствоведов.
Значение символики на фонтане, полагает украинский ученый А.И.Бронштейн, нуждается в дополнительных комплексных исследованиях историков, филологов и искусствоведов.
Но символична и сама структура фонтана. Изначальная структура Сельсебиля (архитектор – крымскотатарский мастер Омер) до вмешательства князя Потемкина в его художественный и духовный строй при «подготовке» дворца к приезду императрицы Екатерины II была такой.
Известный художник И.Шейх-Задэ отмечает: «Фонтан состоит из вертикальной и горизонтальной плоскостей. Движение воды по ним символизирует рождение, бурную, но короткую жизнь, состоящую из раздвоений и обобщений, в контрасте с вечным покоем зеркальной глади бассейна, в которую по горизонтали ведет длинный канал, орнаментированный кипарисами – символами загробной жизни.
Присутствует и улитка – знак и вечности, и сомнений. Возникает ассоциация с живой и мертвой водой. В итоге из всего этого моделируется мир. Главным модулем всего произведения является струя воды, соразмерная человеку (форму слез, то есть капли, вода приняла позже – с иссякшим источником). Это диссонирует с материковым понятием «фонтан», где обилие воды непременно.
Крым не материк. Это одинокая раковина, волею создателя оказавшаяся в морском пространстве со скудным запасом живой воды. Поэтому колодцам и фонтанам придавался образ одухотворенных светил. Исходя из этого, фонтан Сельсебиль явился моделью Крыма».
По материалам книги «Крымскотатарская символика», 2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.
Максимилиан Волошин. Лики творчества:
ОтветитьУдалить"Разницу между искусством Востока и Запада я почувствовал осязательно, когда рассматривал один из пересохших фонтанов Бахчисарайского дворца. Это не был знаменитый "Фонтан слез", но один из похожих на него, в глубине сада, около квадратного бассейна для купания, завитого сверху виноградным трельяжем...
Меня заинтересовало проследить путь, который совершала тоненькая струйка воды, просачивавшаяся сверху большой мраморной плиты, поставленной стоймя; она должна была капать из среднего вместилища, похожего на ласточкино гнездо, на две стороны – в такие же, но меньшего размера мраморные гнезда – и из них сливаться снова в одно серединное, находящееся ниже. И так до пяти раз, пока не попадала внизу в большой бассейн пошире...
Я провел рукой по его дну, и пальцы почувствовали то, чего не мог приметить глаз: мрамор был слегка обточен и образовывал как бы один оборот плоской спирали, - струйка воды здесь становилась совсем плоской и широкой, как лепесток расплющенного золота, и покрывала мрамор тончайшим текучим слоем, дробившим лучи солнца. Отсюда она попадала на длинный мраморный желоб, похожий на массивную деку музыкального инструмента... Здесь ее путь шел по небольшим и частым волнообразным ступенькам, так что она переливалась, дышала и пела, подобно струне, пока не попадала в бассейн, где отражались темно- смарагдные зубцы виноградных листьев, просвеченные бирюзой неба. Таким образом, каждая капля, прежде чем капнуть в эту зеленую воду, отдавала тишине сада всю свою свежесть, всю свою звучность, весь вкус и аромат!
И когда я припомнил многосаженные ракеты и тяжкие водопады версальских вод и римских фонтанов, тут мне стало понятно безнадежное "варварство" европейского искусства, играющего массами и количеством, сравнительно с этой строгою сдержанностью в средствах и щедростью в достижениях нужного эффекта".
Говорят, в Судакском регионе существовал обычай, который не позволял мужчине жениться, пока он не построит или не отремонтирует фонтан.
ОтветитьУдалить