Помогите разобраться! Хочется понять термин, который в последнее время у всех крымских татар, что называется, на устах – субэтнос. За основу беру материалы Льва Гумилева об этногенезе*. Приведу всю иерархическую структуру: от верхнего уровня к нижнему.
СУПЕРЭТНОС – «цивилизация», «культура», «мир»: западная цивилизация, восточная культура, исламский мир. В отличие от этноса, суперэтнос не способен к делению (дивергенции). Суперэтнос определяется не размером и не мощью, а только степенью межэтнической близости.
Л.Н.Гумилев называет 4 суперэтноса: византийский, мусульманский (арабский), славянский, христианский (западноевропейский). Сейчас список суперэтносов многие расширяют, включая в него Китай, Индию, Россию.
ЭТНОС (нация, народ) – устойчивая, естественно сложившаяся общность людей, в той или иной степени внут-ренне неоднородная. При этом ощущение единства этноса как целого у его членов не теряется.
СУБЭТНОС – уровень рангом ниже этноса (в словарях синонимов субэтнос = народность, поднарод), коллектив людей, противопоставляющий себя окружению, но не нарушающий единства этноса.
Формы субэтноса:
- этнографические группы, живущие на определенной территории,
- сословия,
- конфессиональные общины и т.д.
Например, в ходе российского этногенеза выделялись такие субэтносы: казаки, кержаки, поморы, сибиряки (челдоны), старообрядцы и др. Ведущим субэтносом был субэтнос дворян.
Вопросы:
1. Какие субэтносы ныне составляют крымскотатарский этнос? Таты, ногаи, чингине? Но эти этнографические группы не подходят «под научное определение», т.к. не живут «компактно» на определенной территории.
2. Вызывает некоторое беспокойство:) утверждение: «В ходе консолидации субэтносы могут сливаться с основ-ной частью этноса»**. Кто же у крымских татар основная часть этноса?
3. Существует, оказывается, разграничение субэтносов еще и по языку. Например, по языковому признаку в Германии выделяются 6 субэтносов:
- собственно немцы, говорящие на стандартном немецком языке;
- нижнесаксонские немцы, говорящие на нижненемецких диалектах;
- баварцы, говорящие на баварском;
- франконцы, говорящие на восточно-франкских диалектах;
- саксонцы, говорящие на верхнесаксонском диалекте;
- швабы, говорящие на швабском диалекте.
Когда исследователи говорят о субэтносах крымскотатарского народа, что берется за основу определения?
КОНВИКСИЯ – небольшая группа людей с однохарактерным бытом и общим местом обитания, существующая в течение нескольких поколений: сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена.
КОНСОРЦИЯ–объединение небольшой группы людей, связанных единой целью и исторической судьбой: секты, «кружки», политические группировки, банды, артели и другие добровольные объединения. Роль консорций в этногенезе существенна. Так, из первых консорций христиан впоследствии возник византийский суперэтнос, из консорций на реке Тибр – Римская империя, из группы соратников Чингисхана – империя монголов.
___________________
*Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева / Составитель - Мичурин В.А. Под редакцией Л. Н. Гумилёва / Л. Н. Гумилев. Этносфера: история людей и история природы, М.: Экопрос, 1993.
** Б.Б.Прохоров. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. – Ростов-на-Дону, 2005.
Ногайцы - сейчас это единственный народ в Европе, который верен кочевой идентичности. и нам важно это имперскрое величие не забывать! тут уж без наших чингизидов никак!! как раз только у ногаев родина - это вся степь! весь дешт-кипчак! и такой этноним жив именно в ногайской среде..
ОтветитьУдалитьПроцесс этногенеза крымских татар от древности до настоящего, как результат суммы составляющих этнических групп, достаточно глубоко изучен. Из депортации народ вернулся таким монолитным организмом, что сегодня актуальны совершенно другие вопросы развития народа.
ОтветитьУдалитьПопытки внести разлад в среду крымских татар через анатомическое расчленение процесса этногенеза демонстрируют отсутствие у авторов понимания психологии и менталитета народа. В Средней Азии процессы формирования этноса, проходящие в нормальных условиях десятки и сотни лет, прошли как в тесной горной речке, стремительно и бурно. В Крым вернулся народ единый в своем восприятии Родины. Ссылки на места рождение родителей воспринимаются лишь как географический феномен, и ничего более.