Программа столетней давности "Алим. Крымский разбойник. Драма-быль в 5 действиях с прологом В.Карпова-Проскуренко". |
Из протокола заседания Таврической Ученой Архивной Комиссии 16 августа 1912 г .
ИТУАК. – Симферополь, 1913. – № 49. – С.256-259.
XVI. Доложено следующее сообщение члена Комиссии Ф.Н.Андреевского о препровожденном им, от г.Ульковского, для музея Комиссии
кнутовища с кинжалом, принадлежавшим, по преданию, известному крымскому
разбойнику Алиму.
«На днях мене пришлось быть по делам службы в городе Евпатории у инспектора
училища Степана Васильевича Ульковского, в кабинете которого я обратил внимание
на висевшее на стене старое кнутовище со вложенным внутри его большим татарским
ножом. На мой вопрос, что это за кнутовище, которому отведено столь почетное
место в кабинете, г.Ульковский объяснил, что это кнутовище и нож принадлежали
когда-то знаменитому крымскому разбойнику Алиму Азамат оглу, уроженцу деревни
Коперли-кой Феодосийского уезда. …Кинжалом находящимся в этом кнутовище разбойник Алим обрезал ухо у так
называемого «безухого Алима».
Об этом случае мне лично приходилось слышать в 1904 г . рассказ
непосредственно из уст одного арнаута Тодора Павловича Пано (он же Манойлов),
96-летнего старика, проживавшего в Феодосийском уезде… Тот же Тодор Пано рассказал мне далее приблизительно следующее:
«Слыша, что какой-то татарин грабит на дороге и в лесах, прикрываясь его
именем, Алим выследил этого татарина и
напал на него в тот момент, когда он, прикрываясь именем разбойника Алима, готовился
ограбить одного грека на дороге под Старым Крымом. Подлинный Алим освободил
грека, а грабителю отсек кинжалом ухо, о чем и объявил по татарским деревням
через своих друзей и мулл, чтобы жители по этой метке сами могли найти
грабителя и не смешивали настоящего Алима с самозванным.
Впоследствии, говорил Тодор Панур, в деревне Кизиль-таш Феодосийского уезда один татарин, некий Мамут, стал являться в мечеть и всюду (на свадьбы) с перевязкой. Мулла приказал ему снять перевязку, и тогда обнаружилось, что у этого Мамута отсечено ухо. Таким образом было обнаружено, кто прикрывался именем Алима и грабил. Этот Мамут бежал в Турцию.
Впоследствии, говорил Тодор Панур, в деревне Кизиль-таш Феодосийского уезда один татарин, некий Мамут, стал являться в мечеть и всюду (на свадьбы) с перевязкой. Мулла приказал ему снять перевязку, и тогда обнаружилось, что у этого Мамута отсечено ухо. Таким образом было обнаружено, кто прикрывался именем Алима и грабил. Этот Мамут бежал в Турцию.
Тот же Тодор Пано и татарин аджи-Апсигут, столетний старик, умерший в
Авджикое, передавали мне, что Алим большую часть награбленных им денег
жертвовал на мечети, бедным женихам-татарам на устройство свадьбы, на похороны,
как мусульманам, так равно и христианам, беднякам. Благодаря последнему
обстоятельству, Алим пользовался покровительством мулл и симпатией деревенского
населения. По их словам, он за все время своих разбойничьих похождений никого
не убил, всегда соблюдал уразу (пост) и исправно посещал мечеть, пил только
бузу, на свадьбах татар занимал почетное место, благодаря, по-видимому, своей
щедрости. Деревенские жители всегда скрывали его от властей, которые хотели
арестовать его, как дезертира, а с военной службы он бежал, будто бы, потому, что его несправедливо там наказали».
Член Комиссии Куламет Абляким оглу указал, что представленное г.Андреевским
кнутовище с кинжалом кавказкой работы. На Кавказе подобные кнутовища с
кинжалами в них употребляются и теперь и называются «бида».
Алим Азамат-оглу - реальная личность. Он жил в период царствования в России царя Николая I (1825-1855). Благородство - основная черта народного защитника Алима.
ОтветитьУдалить