31.10.2013

ИТУАК о разбойнике Алиме

Программа столетней давности
"Алим. Крымский разбойник.
Драма-быль в 5 действиях с прологом
В.Карпова-Проскуренко".
Из протокола заседания Таврической Ученой Архивной Комиссии 16 августа 1912 г.
 
ИТУАК. – Симферополь, 1913. – № 49. – С.256-259. 

XVI. Доложено следующее сообщение члена Комиссии Ф.Н.Андреевского о препровожденном им, от г.Ульковского, для музея Комиссии кнутовища с кинжалом, принадлежавшим, по преданию, известному крымскому разбойнику Алиму.

«На днях мене пришлось быть по делам службы в городе Евпатории у инспектора училища Степана Васильевича Ульковского, в кабинете которого я обратил внимание на висевшее на стене старое кнутовище со вложенным внутри его большим татарским ножом. На мой вопрос, что это за кнутовище, которому отведено столь почетное место в кабинете, г.Ульковский объяснил, что это кнутовище и нож принадлежали когда-то знаменитому крымскому разбойнику Алиму Азамат оглу, уроженцу деревни Коперли-кой Феодосийского уезда. …Кинжалом находящимся в этом кнутовище разбойник Алим обрезал ухо у так называемого «безухого Алима».

Об этом случае мне лично приходилось слышать в 1904 г. рассказ непосредственно из уст одного арнаута Тодора Павловича Пано (он же Манойлов), 96-летнего старика, проживавшего в Феодосийском уезде… Тот же Тодор Пано рассказал мне далее приблизительно следующее:

«Слыша, что какой-то татарин грабит на дороге и в лесах, прикрываясь его именем,  Алим выследил этого татарина и напал на него в тот момент, когда он, прикрываясь именем разбойника Алима, готовился ограбить одного грека на дороге под Старым Крымом. Подлинный Алим освободил грека, а грабителю отсек кинжалом ухо, о чем и объявил по татарским деревням через своих друзей и мулл, чтобы жители по этой метке сами могли найти грабителя и не смешивали настоящего Алима с самозванным.

Впоследствии, говорил Тодор Панур, в деревне Кизиль-таш Феодосийского уезда один татарин, некий Мамут, стал являться в мечеть и всюду (на свадьбы) с перевязкой. Мулла приказал ему снять перевязку, и тогда обнаружилось, что у этого Мамута отсечено ухо. Таким образом было обнаружено, кто прикрывался именем Алима и грабил. Этот Мамут бежал в Турцию.

Тот же Тодор Пано и татарин аджи-Апсигут, столетний старик, умерший в Авджикое, передавали мне, что Алим большую часть награбленных им денег жертвовал на мечети, бедным женихам-татарам на устройство свадьбы, на похороны, как мусульманам, так равно и христианам, беднякам. Благодаря последнему обстоятельству, Алим пользовался покровительством мулл и симпатией деревенского населения. По их словам, он за все время своих разбойничьих похождений никого не убил, всегда соблюдал уразу (пост) и исправно посещал мечеть, пил только бузу, на свадьбах татар занимал почетное место, благодаря, по-видимому, своей щедрости. Деревенские жители всегда скрывали его от властей, которые хотели арестовать его, как дезертира, а с военной службы  он бежал, будто бы, потому, что его несправедливо там наказали».

Член Комиссии Куламет Абляким оглу указал, что представленное г.Андреевским кнутовище с кинжалом кавказкой работы. На Кавказе подобные кнутовища с кинжалами в них употребляются и теперь и называются «бида».

1 комментарий:

  1. Алим Азамат-оглу - реальная личность. Он жил в период царствования в России царя Николая I (1825-1855). Благородство - основная черта народного защитника Алима.

    ОтветитьУдалить