20.09.2013

Коран предписывает прятать не тело, а украшения

Девушка, решившая надеть хиджаб – «закутаться», как мы говорим, – в качестве доказательства правильности своего решения привела  цитату из Корана (сура 24, аят 31):

«И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений... и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения».

Тот, кто указал этой девушке на данный аят, подчеркнул: мусульманка обязана прятать свое тело, оставляя открытыми только овал лица и кисти рук. Однако мне кажется, что такое толкование ошибочно. Обратите внимание: в цитате трижды встречается слово «украшения», а далее перечисляются люди, кому их показывать можно. Таким образом, верующие [женщины]  обязаны прятать не тело, а не демонстрировать драгоценности.

Во многих мировых культурах существовало заметное различие в одежде людей, принадлежащих к разным классам. Часто такое положение закреплялось специальными законами о рангах в одежде. Простолюдин не имел права надевать одежду, похожую на  одежду знатных господ: ткань, крой, украшения – все должно было быть другим. Да и в наше время люди надевают брендовую одежду и дорогие украшения, чтобы подчеркнуть свое положение в обществе. Априори полагают: чем богаче одежда и аксессуары, тем выше  статус человека.

Ислам отвергает классовое деление людей, и это проявляется, в первую очередь, в одежде. Для большинства из нас, воспитанных и выросших на западноевропейских ценностях, плохо знающих основные постулаты ислама, это трудно понять.  Как бы женщина ни была богата, она не должна демонстрировать это окружающим людям, кроме самых близких. Сравните эти рисунки.

1. Классовое различие в одежде, как говорится, налицо. 

2. Скажите, где знатная дама, горожанка, крестьянка или, например,  обычная студентка?  
Допустим, вошли эти четыре женщины в дорогой магазин. Какую из них хозяин магазина поспешит встретить у порога? Какую одарит презрительным взглядом? Которой холодно скажет: «Дама, у нас здесь все дорого»?

В этом, мне кажется, основной смысл аята: на этой земле все люди – создания Аллаха, поэтому все люди равны, и не должен один человек даже своим внешним видом унижать другого: я, мол, богаче, чем ты. Не материальное, а духовное богатство – вот о чем должно напоминать людям «покрывало». При этом оно не обязательно должно быть в арабском стиле. У крымских татарок это марама, явлук:


3 комментария:

  1. селям алейкум, сайгъыллы Лиля ханым,

    хочу поинтересоваться, не встречали ли Вы подобных фото:

    http://vk.com/photo63706067_281621046

    такие образы в огромном количестве фигурируют в зарисовках крымской старины.

    в связи с этим, говорить о некой абстрактно-мифической "арабской традиции закутывания" - это моветон, дилетантство и популизм. простите за невежливость и резкость. просто мне хочется, чтобы прежде, чем высказываться на темы, связанные с религией, мы вооружались действительно серьезными научными аргументами, а не двумя-тремя фото в качестве "неопровержимых доказательств" нашей позиции.

    в дополнение к вышесказанному отмечу, что поднятая Вами тема восходит к извечной дилемме о соотношении национального и религиозного, а не к борьбе арабской и крымскотатарской традиции, ибо как бы Вы ни покрывались, ваше "покрывало" должно соответствовать трем источникам нашей религии:
    - Писанию (Корану)
    - Суннету Пророка, алейхисселям,
    - Иджме

    согласно всем трем источникам, женщина в обществе должна скрыть все тело, кроме кистей рук и лица, границы которого четко регламентированы в книгах по фикху. (касательно ступней ног существуют разногласия; но приведенные Вами фото, где видны волосы, шея - не являются покрытием аврета ни по одной из существующих школ, независимо от того, делали ли так наши бабушки или нет).

    я люблютрадицию своей земли, для меня это нечто трепетное, важное, драгоценное - в то же время, есть нечто более важное, наднациональное, универсальное, то, что взывает к сердцу и разуму каждого человека. это Религия Творца, пришедшая к нам через Пророков и соответствующая здравому смыслу.

    у Адетов тоже есть место в религии. но если бы люди ставили адет (традицию своего племени, многовековую практику) выше религии, богооткровенного знания - аборигены Крыма не приняли бы в свое время Ислам

    религия - это богооткровенное. Бог через Посланников дал Знание. в котором счастье. в котором Правда и Добро.

    мы практикуем это Знание в масштабах народа. у нас складываются адеты. хорошие адеты, как правило. адеты становятся нашей второй сущностью, нашей природой. но смысл бытия нашего - привести свою сущность, свою природу в соответствие с Богооткровенным Знанием, а не редактировать это Знание исходя из национальной идентичности

    религия - это некая мировоззренческая система, это набор ответов на основные вопросы бытия. моя практика религии на моей земле дает прекрасные плоды в виде адетов. но если мои адеты исказили религию - я вернусь к религии и буду просить вернуться мой народ

    советское прошлое дало нам новый сэт адетов. разве можно на них смотреть без грусти? какое значение они имеют? они ненужны мне, хоть мой народ в силу определенных трагических обстоятельств и практиковал их почти столетие

    религия - это Правда и Добро в своем максимуме и непротиворечивости
    при любых вопросах я возвращаюсь к религии

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Лавьер, все, о чем Вы написали, мне известно. Периодически читаю Коран, у меня имеется 5 переводов Священной книги: три на крымскотатарский язык, два - на русский; делаю из них выписки, закладки, потому что все понять сразу трудно. (В этом блоге много страниц посвящено темам Корана и мусульман).

      Но речь не об этом. О той фотографии, на которую Вы дали мне ссылку. Не знаю, крымские ли татары на ней изображены (татарами в те времена называли всех тюрок: и нас, и кавказцев, и киргизов, и др.). Но крымские татарки тоже так же покрывались, когда выходили из дома.

      Согласитесь, их покрывала вообще не похожи на то, что надевают сейчас на себя наши верующие женщины. Пророк сказал: «Те, кто в вероубеждении, деяниях своим внешним видом желает походить на кого-то другого, кроме нас, тот не из нас».

      Не значит ли это, что, надевая арабскую одежду, наши верующие отказываются от принадлежности к крымским татарам? Зачем же мы тогда вернулись в Крым? «Слиться» с братьями мусульманами мы могли и в Узбекистане. Тем более, что жили там намного лучше, чем здесь.

      Удалить
  2. Светская одежда из какой культуры?

    ОтветитьУдалить