02.07.2013

Играющий на танбуре


С.Москалев. Играющий на танбуре // Наука и религия. – 1995. – № 7. – С.19. 
 
Однажды некий человек пришел к судье и сказал: «Вчера на базаре я видел такого-то, он здорово играл на танбуре, но, судя по всему, инструмент у него мой, именно такой был украден у меня два года назад».
 
Музыкант был немедленно задержан и приведен в суд, но, в свою очередь, он утверждал, что танбур принадлежит ему. Дабы подтвердить справедливость своих слов, он пригласил в суд двух свидетелей, и те показали: «Да, этот инструмент мы знаем, на деке имеется трещина и сломан верхний колок».
 
Истец, видя, что танбур уплывает из его рук, стал говорить, что эти свидетели неправильные и не годятся для настоящего опознания, потому что оба они пьяницы и гуляки. На что судья, разведя руками, ответил: «Ну, извини, брат, именно после твоего последнего замечания я понял, что это и есть единст-венно верные свидетели». Инструмент остался у музыканта.
 
Эта притча не столько о внешнем, сколько о внутреннем.
 
Рассматривая, кто есть кто, мы видим, что тут есть: судья, символизирующий разум и справедливость; корыстный истец, олицетворяющий страсть и желания человека; музыкант, вдохновенно играющий на танбуре; и свидетели, представляющие внешний мир.
 
Суфии считают, что человек состоит из двух частей: животной, которая называется «хайванат», и ангелической, которая называется «фариштанги». А «животную душу» суфии называют «нафс», и она постоянно ревнует к «душе небесной», которая у суфиев называется «рух» – «дух». Способность творить принадлежит высшим сферам, а именно «руху», в то время как «нафсу» предписано лишь потреблять, насыщая тело необходимым для его существования.
 
В постоянной борьбе, в стремлении завладеть человеком полностью, «нафс» желает принизить «рух» и отобрать у него возможность изливаться через прекрасный танбур. Он требует чудесный инструмент себе, он желает разбирательств, свидетелей, апеллирует к разуму, но все это в конце концов обрушивается на его же голову, так как в своих оценках окружающего «нафс» постоянно обнаруживает тенденцию к принижению всего до материального уровня. И когда такая душа доминирует в человеке, она своей жадностью закрывает от его взора Бога, спрятанного за многообразием всех вещей на Земле.

1 комментарий:

  1. Сложно в этом разобраться человеку ХХ1 века! Потому что в нем осталась только одна часть - животная...

    ОтветитьУдалить