С.Москалев. Играющий на танбуре // Наука
и религия. – 1995. – № 7. – С.19.
Однажды некий человек пришел к судье и
сказал: «Вчера на базаре я видел такого-то, он здорово играл на танбуре, но,
судя по всему, инструмент у него мой, именно такой был украден у меня два года
назад».
Музыкант был немедленно задержан и приведен в
суд, но, в свою очередь, он утверждал, что танбур принадлежит ему. Дабы
подтвердить справедливость своих слов, он пригласил в суд двух свидетелей, и те
показали: «Да, этот инструмент мы знаем, на деке имеется трещина и сломан
верхний колок».
Истец, видя, что танбур уплывает из его рук,
стал говорить, что эти свидетели неправильные и не годятся для настоящего опознания,
потому что оба они пьяницы и гуляки. На что судья, разведя руками, ответил: «Ну,
извини, брат, именно после твоего последнего замечания я понял, что это и есть
единст-венно верные свидетели». Инструмент остался у музыканта.
Эта притча не столько о внешнем, сколько о
внутреннем.
Рассматривая, кто есть кто, мы видим, что тут
есть: судья, символизирующий разум и справедливость; корыстный истец,
олицетворяющий страсть и желания человека; музыкант, вдохновенно играющий на
танбуре; и свидетели, представляющие внешний мир.
Суфии считают, что человек состоит из двух частей:
животной, которая называется «хайванат», и ангелической, которая называется
«фариштанги». А «животную душу» суфии называют «нафс», и она постоянно ревнует
к «душе небесной», которая у суфиев называется «рух» – «дух». Способность
творить принадлежит высшим сферам, а именно «руху», в то время как «нафсу»
предписано лишь потреблять, насыщая тело необходимым для его существования.
В постоянной борьбе, в стремлении завладеть
человеком полностью, «нафс» желает принизить «рух» и отобрать у него
возможность изливаться через прекрасный танбур. Он требует чудесный инструмент
себе, он желает разбирательств, свидетелей, апеллирует к разуму, но все это в
конце концов обрушивается на его же голову, так как в своих оценках окружающего
«нафс» постоянно обнаруживает тенденцию к принижению всего до материального
уровня. И когда такая душа доминирует в человеке, она своей жадностью закрывает
от его взора Бога, спрятанного за многообразием всех вещей на Земле.
Сложно в этом разобраться человеку ХХ1 века! Потому что в нем осталась только одна часть - животная...
ОтветитьУдалить